6 ноября 2024 в Романовском зале Научной библиотеки Российской Академии художеств открылась выставка фотографий, посвященная 200-летию со дня рождения Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896).
В истории русского искусства он стал одним из немногих художников-живописцев, которые избрали своей музой водную стихию. Свое обучение в Императорской Академии художеств (1850–1853) он, как выпускник Морского кадетского корпуса, совмещал с военной службой. В 1853 году вместе с большой золотой медалью А.П. Боголюбов получил право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования навыков, полученных в академии художеств. Во время этой поездки Боголюбов много путешествовал по европейским странам: Италии, Франции, Швейцарии, Германии, а также предпринял путешествие в Турцию с целью собрать материал для серии картин, посвященной истории российского флота.
Долгий и плодотворный творческий путь художника-мариниста сопровождался общественно-значимой деятельностью: создание первого в Российской Империи «губернского художественно-промышленного музея» и художественного училища в Саратове потребовало от него организационных способностей и финансовых затрат. А.П. Боголюбов был коллекционером и ценителем произведений искусства и редкостей. Своё собрание он передал в дар учрежденному с его помощью музею: картины, скульптуры, акварели и рисунки, фотографии, редкие издания и, наконец, предметы мебели и произведения декоративно-прикладного искусства. Благодаря «высочайшему сочувствию» и покровительству Александра III проекту коллекция пополнилась произведениями искусства из Эрмитажа и Императорской академии художеств, образцами продукции императорских заводов и мануфактур. По его же указанию художественное училище было учреждено как филиал Центрального училища технического рисования, на строительство и содержание которого средства пожертвовал А.Л. Штиглиц.
Путешествуя по России или зарубежным странам в качестве сопровождающего членов августейшего семейства, Боголюбов делал множество рисунков, собирая материал для написания картин. Особо известны путешествия наследника-цесаревича Николая Александровича по Волге, наследника-цесаревича Александра Александровича (будущего императора Александра III) по России и Дании, путешествие Великого князя Владимира Александровича в Голландию, Бельгию и Германию.
Позднее, во время своего проживания за рубежом, в Париже, А.П. Боголюбов оказывал помощь пенсионерам академии, в соответствии с пожеланием наследника-цесаревича Александра Александровича приобретал и высылал на родину картины, редкие издания и каталоги всех важнейших выставок, тем самым осуществляя пополнение императорских коллекций. После смерти императора Боголюбов опубликовал свои воспоминания, где с большой теплотой отзывался о Государе и членах императорской фамилии, с которыми ему доводилось встречаться.
Библиотека Российской академии художеств хранит в своих фондах альбомы с фотографиями, книги из коллекции художника, а также некоторые печатные издания, помогающие оценить тот вклад, который сделал художник в развитие отечественного искусства. Основу экспозиции составляют фотографии. Среди них — фотографии с картин и рисунков художника, виды различных местностей в России и зарубежных странах. Почти все фотографии из коллекции А.П. Боголюбова по времени изготовления можно отнести к ранним образцам европейской и русской фотографии и датировать 1850–1860-ми годами.
К ранней французской фотографии можно отнести серию, название которой звучит как «Фотографические этюды «Небо, море и суда» из собрания А.П. Боголюбова». Серия морских видов северного побережья Франции была изготовлена французским фотографом Гюставом Ле Гре в 1856–1858 годах. Как многие фотографы 19 века, Жан-Батист Гюстав Ле Гре (1820–1884) увлекся фотографией, уже имея образование художника-живописца. Серия морских видов — самая известная и популярная его работа. Высокий уровень технического исполнения сочетается с художественным подходом к съемке. Печать фотографий осуществлялась с двух негативов, что позволило получить в итоге настоящие произведения искусства.
Редчайшие фотоотпечатки с видами города Баку, представленные Вашему вниманию, сделаны в 1861–1865 годах. Их появление в коллекции объясняется тем, что по возвращении А.П. Боголюбова из пенсионерской поездки по Европе, он был отослан по службе в Баку для зарисовок и составления карт для астрономической и гидрографической экспедиции Николая Алексеевича Ивашинцова (1819–1871). Экспедиция была снаряжена для всестороннего изучения и описания Каспийского моря. В 1858 году к ней присоединился лейтенант Александр Федорович Ульский (1837–1868), который и запечатлел с помощью фотокамеры виды побережья Каспийского моря и старый город.
Уникальные фотоотпечатки британского фотографа Джеймса Робертсона (1813–1888) с видами Греции, Турции и русского побережья Черного моря являются документами, фиксирующими события Крымской войны 1853–56 гг., и своим появлением в собрании Научной библиотеки обязаны также Алексею Петровичу Боголюбову.
Итальянская фотография представлена видами Средиземного моря, прибрежных городов и античных памятников архитектуры. Таким образом, главенствующее место в коллекции художника занимает пейзажная фотография, причем в ней собраны изображения, отличающиеся наличием признаков художественного произведения. Называя их «этюдами», он словно признавал, что в творчестве художника пейзажа и фотографа пейзажа есть схожие приемы, а главной задачей является отражение красоты природы во всем ее многообразии.
Выставка продлится до 20 ноября 2024.