Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе. 1814.
12 ноября 2024 в Памятном зале Великого князя Владимира Александровича Научной библиотеки Российской Академии художеств открылась выставка изданий, посвященная архитектуре Царского Села в период правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Впервые поселение упоминается в составе Никольского Ижорского погоста в «Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины» 1501 года, еще до захвата этих территорий шведами. Затем после заключения Столбовского договора 1617 года между Россией и Швецией там была устроена усадьба шведского барона — Сарская мыза (фин. Saari mojs, швед. Sarishoff — «возвышенное место»). Впоследствии Пётр I вернул эти земли, а в 1710 году преподнес их в дар Марте Скавронской, которая позднее стала императрицей Екатериной I. При ней появляются первые дворцовые постройки и формируется парковый ансамбль.
В период правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II Сарская мыза стремительно преобразовалась в императорскую резиденцию — Царское Село. «Всякий сразу видел, что это особый недоступный мир, чертоги какого-то мифического, всемогущего существа: Великой Государыни и Самодержицы. «Царское село» скоро сделалось популярнейшим, общеизвестным по России местом…». Над дворцово-парковым ансамблем работали лучшие мастера XVIII века: Ф.Б. Растрелли, С.И. Чевакинский, Дж. Кваренги, Ч. Камерон и другие. При этом некоторые из построек лично отмечали сами авторы, называя их в числе своих самых удачных проектов. Например, Дж. Кваренги поместил чертеж павильона «Концертный зал» в издание, которое содержит выдающиеся примеры его творчества.
Именно в период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II ансамбль сформировался в полной мере, буквально став символом их эпохи. Например, об этом свидетельствуют как прижизненные портреты императриц («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» В. Боровиковского), так и изображения, написанные под влиянием художественной фантазии («Выход Елизаветы Петровны в Царском Селе» Е. Лансере). В начале XX века А. Бенуа пишет монументальный труд «Царское село в царствование Елисаветы Петровны», также подчеркивая роль императриц в создании «земного Элизиума».
В XIX веке строительство в Царском Селе продолжалось, императорская семья регулярно посещала резиденцию для уединенного отдыха в кругу семьи. Уже тогда масштабы «любимой подгородной дачи» потрясали воображение. В 1858 году полковник Н. Цылов, на тот момент полицмейстер Царского Села, составляет атлас, в котором представляет большое количество карт и чертежей всех мест, занимающих территорию города. К 200-летию императорской резиденции были подготовлены путеводитель и альбом видов Большого Царскосельского и Александровского дворцов, павильонов Екатерининского и Александровского парков. Во многом благодаря этим изданиям впоследствии стала возможной реставрация Царского Села после Великой Отечественной войны.
Прошло 315 лет со дня рождения Елизаветы Петровны, 295 лет со дня рождения Екатерины II, более 100 лет как перестала существовать Императорская Россия. Созданные при них произведения искусства продолжают служить символами эпохи Великих императриц. Царское Село, ныне известное как музей-заповедник в городе Пушкин, уже не является жилой резиденцией, но дает возможность прочувствовать быт почивших «земных богов».
Выставка продлится до 3 декабря.