Фонды и коллекции
Книжный фонд
Книжное собрание академической библиотеки принадлежит к числу самых больших в стране коллекций изданий по изобразительному искусству и архитектуре. В него входят многотомные энциклопедии, курсы всеобщей истории искусства, монографии о творчестве великих художников и путеводители по городам мира, книги по перспективе, анатомии, мифологии, архитектуре – издания, столь необходимые учащимся Академии.
Библиотека РАХ ведет свою историю со времени учреждения в ноябре 1757 года Академии художеств. С самого начала она находилась под пристальным вниманием ее основателя и куратора Ивана Ивановича Шувалова (1727–1797), передавшего «для нужд» Академии 94 книги из своего собрания. Они стали основой библиотечной коллекции. В основном это были западноевропейские издания ХVII–ХVIII вв. на французском, итальянском и немецком языках. Особую роль играли гравированные издания, ставшие наглядными пособиями для копирования по образцам.
В собрании библиотеки хранятся европейские издания редких и особо ценных книг XV–XX вв. Отечественные книги XVII–XIX веков в фондах библиотеки являются памятниками русской культуры.
Фонд Отдела редких книг
Редкие и ценные издания России и Западной Европы по искусству собраны в Отделе редких книг. Коллекция хранится в специальном помещении.
Среди материалов отдела – книги и альбомы из личных библиотек разнообразного содержания. Уникальна по своему составу коллекция «Ленинград в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», в которую входят книги, плакаты и другие издания.
Фонд периодических изданий
Научная библиотека Российской академии наук имеет богатое собрание газет и журналов на русском и иностранных языках, издававшихся в XIХ- XX вв. Наиболее полно представлены журналы, отражающие художественную жизнь России середины XIX – начала XX вв.: «Вестник изящных искусств», «Художественные сокровища России», «Зодчий», «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно», «Отечественные записки», сатирические журналы «Смехач», «Барабан», «Ванька-встанька», «Искусство и жизнь», «Аргус», «За пролетарское искусство» и другие.
Среди газет, издававшихся в 1930-1940-х годах, наиболее интересны: «Строительная газета» (1939-1941), «Архитектурная газета» (1935-1939), «Советское искусство» (1933-1953), «За социалистический реализм» (1934-1954 гг.,ВАХ = Всесоюзая Академия художеств) и др.
Фонд гравюры
Гравюры западноевропейских художников XVII–XIX вв., произведения русских граверов и литографов XVIII–XX вв., хранящиеся в НБ РАХ, держали в руках первые воспитанники Академии художеств, копировали их, по ним знакомились с произведениями живописи великих мастеров, изучали архитектуру и античность. До сих пор в фондах библиотеки хранятся произведения Ж. Пэна, Ж. Одрана, Ж. Эделинка, Дж. Б. Пиранези, А. Дюрера, Ж. Калло, Рембрандта и других мастеров. Произведения русских художников-гравёров ХVIII-ХIХ вв. представлены работами П. Пикарта, Алексея и Ивана Зубовых, И. Соколова, Г. Скородумова, К. Беггрова, М. Махаева, Е. Чемесова, Н. Уткина, Ф. Иордана и других.
Президенты, педагоги Академии, художники, любители и почитатели искусств приносили в дар библиотеке ценные издания. Среди дарителей были: И.И. Бецкой, А.Н. Оленин, Т. де Томон, П. Гонзаго, граф Б.П. Шереметев, граф И.И. Толстой, члены императорской фамилии и многие другие. В советское время в библиотеку поступили разнообразные по объему и ценные по содержанию библиотеки архитекторов Г.И. Котова, Г.Г. Гримма, Д.И. Митрохина, А.А. Починкова, Е.Е. Моисеенко и В.Л. Рыбалко, Ю.М. Непринцева, А.Н. Самохвалова, Н.П. Ягловой и других.
В фонд библиотеки входит также огромное количество изданий с дарственными надписями, автографами и экслибрисами. Среди них автографы И.И. Шувалова, П.Б. Шереметева, Тома де Томона, О. Монферрана, Ч. Камерона, князя С.С. Гагарина, П.К. Сухтелена, Н.И. Уткина, А.Н. Оленина и многих других.
Фонд фотографий
В фонде фотографий собраны уникальные фотографии русских и европейских мастеров середины XIX- начала XX вв. В нем представлены работами Луи Дагерра, Жана-Батиста Гюстава Ле Гре, И.Ф. Борщевского, А.А. Карелина, В.В. Дмитриева и других. Вскоре после открытия дагерротипии и развития фотографического искусства, с 1840-х годов в библиотеке Академии художеств стали собирать фотографии с изображениями памятников древнего русского зодчества, видами городов, фоторепродукции произведений скульптуры и живописи, портреты художников и педагогов, деятелей культуры и искусства. В НБ РАХ хранятся оригинальные фотографии И. Бианки, К. Буллы, А.А. Карелина, И.Ф. Барщевского, В.В. Дмитриева, Н.Г. Матвеева и других.
Фонд изобразительных материалов
Наряду с книгами, журналами, газетами в библиотеке хранятся собрания других видов произведений печати. Большой интерес представляют альбомы и подборки репродукций – это прекрасные пособия по истории искусства.
Исключительно богат и разнообразен фонд листового материала, в коллекции которого находятся плакаты, афиши, меню, репродукции, промышленная графика. Большой интерес представляет собрание открыток XIX–начала XX вв.
Собрание экслибрисов также входит в фонд изобразительных материалов. Крупный знаток и собиратель книжных знаков барон А.Е. Фелькерзам в 1906 году передал академической библиотеке свою коллекцию – богатейшее собрание экслибрисов западноевропейских художников. В настоящее время коллекция экслибрисов регулярно пополняется дарами современных художников.
Фонды и коллекции
Наличие в собрании таких разнообразных в информационном и художественном отношении материалов позволяет устраивать в библиотеке содержательные выставки.
Постоянно работают в библиотеке педагоги, проводят занятия со студентами. Без академической библиотеки нельзя обойтись, разрабатывая новые планы и программы, готовя курсы лекций и доклады. Многие авторы новых книг и учебников, материалы для которых отыскивались в библиотечных фондах, посвящают свои труды библиотеке Академии художеств: здесь собралась уже довольно большая коллекция изданий с автографами и словами благодарности.
Ориентироваться в море книг и журналов помогают прекрасно составленные традиционные каталоги и картотеки НБ РАХ и электронный каталог, который пока функционирует только как внутренний локальный ресурс.