14 октября 2024 г. в Малом зале Научной библиотеки Российской академии художеств открылась выставка «Русский портрет XVIII века».
Светская портретная живопись в России впервые появилась в XVIII веке, когда страна подверглась коренным изменениям во всех сферах жизни людей. Преобразования Петра I, «прорубившего окно в Европу», направили Россию по новому пути развития. Люди обретали новое самосознание, отличное от прошлых веков. Петербург – город, ставший столицей, способствовал появлению новой художественной сцены. Это было время не только блестящих правителей и амбициозных сановников, но и талантливых художников. Русские мастера начали знакомиться с европейской живописью и осваивать её технику.
Хотя портрет не занимал ведущего места в классической иерархии жанров, именно он создал облик нового русского общества XVIII века. Людям требовались более современные виды репрезентации. Русские мастера постепенно перенимали европейские традиции, но все еще были недостаточно обучены.
С основанием петербургской Академии художеств в 1757 году образование художников стало более целостным. На протяжении столетия русский портрет смог пройти стремительный путь развития от довольно ограниченного репертуара поз и выражений, оставшихся от иконописи и парсуны, к более лёгкой манере письма и гармоничным образам. Портреты, особенно парадные, по-прежнему предполагали определённый набор атрибутов, однако их стиль стал несравнимо более свободным. Художники XVIII века исключительно тщательно передают костюм и его элементы: ткань, шитье, кружева; подробно выписывают драгоценности и награды. Самыми знаменитыми портретистами XVIII века были: И. Никитин, И. Вишняков, А. Матвеев, А. Антропов, И. Аргунов, Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский.
2024 год — год юбилеев двух российских императриц, во многом способствовавших развитию отечественного портретного искусства. Исполняется 315 лет со дня рождения Елизаветы Петровны и 295 лет со дня рождения Екатерины Второй.
На выставке представлены избранные репродукции портретов императоров и высшего дворянского общества XVIII века, которые показывают яркий путь развития этого жанра русского искусства.