Фотографы Императорской академии художеств

  2023-04-03

3 апреля 2023 г. в Научной библиотеке открылась выставка оригинальных фотографий «Фотографы Императорской академии художеств». 

Императорская академия художеств с первых лет официального рождения светописи (1839) была вовлечена в историю отечественной фотографии. Первое знакомство с новым видом изобразительного искусства русских ученых и интересующейся публики произошло в стенах академии: общественности был представлен триптих работы изобретателя дагеротипии Ж.Л.М. Дагерра. Первые выставки фотографии состоялись в её залах, представляя новейшие достижения русских фотографов. Библиотека академии художеств приобретала и принимала в дар отдельные фотографические снимки, серии фотографий, альбомы с фотографиями русских и зарубежных авторов.

Фонд фотографии Научной библиотеки Российской академии художеств представляет Вашему вниманию работы фотографов, получивших за время своей деятельности почётное звание «Фотограф Императорской академии художеств». Среди них: А.О. Карелин, И.Ф. Барщевский, И.И. Бранденбург, В. Каррик, И.К. Гофферт, К.А. Шапиро, К.К. Клодт. Как и многие фотографы 19 века, все они (кроме К.А. Шапиро) были воспитанниками Императорской академии художеств.

Светопись привлекала живописцев не только своими удивительными возможностями передавать реальность с высокой точностью, документальностью, но и тем, что произведения ее могли обладать признаками произведений художественных. Деятельность в этой сфере также служила дополнительным источником заработка. Многие молодые художники подрабатывали в различных ателье, ретушируя и раскрашивая отпечатки, а впоследствии открывали свои фотографические заведения.

Звание фотографа Императорской академии художеств даровалось в основном, тем мастерам, кто исполнял работы по заказу академии. Как правило, съёмки осуществлялись с произведений живописи, графики, скульптуры. Самые ранние фотоотпечатки из представленных на выставке – листы иллюстраций из приложения к журналу «Светопись». Снимки с картины А.Е. Карнеева и с гравюры  Корнелия Вишера сделаны в ателье Константина Карловича Клодта фон Юргенсбург (1807-1879). В 1859 году  Клодт обратился в академию с просьбой удостоить его этого звания. Свою просьбу Клодт обосновал тем, что имеет «успехи фотографического снимания копий с натуры и прочих предметов, что дает возможность применять фотографическое искусство в пособии при исполнении художественных произведений».

К работе над серией альбомов с фотографиями произведений,  которые участвовали в ежегодных академических выставках, были привлечены такие фотографы как, И. Бранденбург и И. Гофферт.  У одного из таких альбомов из коллекции библиотеки прекрасно сохранился переплет: натуральная кожа, виньетки и название, тисненые золотом. Фотографии сделаны Иваном Бранденбургом, художником и фотографом Императорской академии художеств с 1870 года. На каждом листе проставлен штамп тиснение «ФОТОГРАФIЯ ХУДОЖНИКА И. БРАНДЕНБУРГА».

Иосиф Казимирович Гофферт (1826–1906) был не только художником и фотографом, но и издателем. Альбомы с фотографиями пользовались популярностью, и в собрании библиотеки академии выявлено много его работ: Виды работ постоянного моста через реку Неву на месте Литейного 1878–1879 гг. Строитель А.Е. Струве; Кавказские сцены (фотографии с рисунков Теодора Горшельта). Альбомы с фотографиями произведений, за которые даны были академические награды. Звание фотографа Императорской академии художеств он получил в 1872 году по ходатайству Великого князя Владимира Александровича.

Звание фотографа Императорской академии художеств давалось не только за произведенные для академии съемки, но и за заслуги в сфере фотографического искусства. Известные серии Вильяма Каррика (1827–1878), представлявшие типы Российской империи и жанровые сцены из крестьянского быта, способствовали утверждению этнографического жанра в российской фотографии, стали созвучны движению российского искусства в сторону реализма, сопутствовали передвижничеству, зародившемуся в стенах академии.

Большого мастерства достиг в изготовлении портретов современников Константин Александрович Шапиро (1839–1900). Изданная им «Портретная галерея русских литераторов, ученых и артистов» была очень популярна. Почетное звание от академии художеств он получил после 1876 года.

В 1876 году «за изобретенный особый способ фотографии» звания был удостоен Андрей Осипович Карелин (1837–1906). Впервые им была достигнута цель воспроизведения глубины пространства в съемках с натуры, при этом объекты (или субъекты) съемки, находившиеся  на разных планах в композиции, не получали искажений и выходили с отчетливой резкостью. Решая задачи технического характера, он работал и над тем, чтобы изображение приобретало свойства произведения художественного. Итогом этих поисков стал «Художественный альбом фотографий с натуры». В нескольких его томах собраны фотографии, основной жанр которых – портрет в интерьере.

Фотографу Ивану Федоровичу Барщевскому (1851–1948) звание было пожаловано в 1882 году за представленные на заседании совета академии работы, которые рассматривались как «необходимая деятельность, направленная на собирание материалов по истории древнерусского искусства и архитектуры». Впоследствии фотограф много лет посвятил экспедициям по изучению архитектурных памятников и декоративно-прикладного искусства на территории Российской империи и за её пределами. На выставке Вы можете увидеть ранние отпечатки, сделанные фотографом с памятников архитектуры Ростова и Ярославля.

Таким образом, Академия художеств привлекала лучших мастеров светописи на службу отечеству как для распространения знаний об искусстве современном, так и для изучения искусства и архитектуры древности.

В фотогалерее представлены иллюстрации восьми фотографий в разных жанрах.