Архитектурный образ Собора Святого Петра в Ватикане

  2023-03-13

3 марта 2023 г. в Научной библиотеке открылась книжная выставка «Архитектурный образ Собора Святого Петра в Ватикане».

Главный собор католического мира – Собор Святого Петра, расположенный в Ватикане, является одним из самых грандиозных и величественных сооружений своей эпохи. На протяжении XVI–XVII века над ним работали лучшие архитекторы Италии, каждый из которых привносил что-то новое в первоначальный замысел.

В коллекции Научной библиотеки хранятся монументальные труды, отражающие историю строительства, реконструкций и ключевых изменений Базилики Святого Петра в Ватикане, в частности ранние издания XVII в., вошедшие в экспозицию.

Согласно сохранившимся историческим записям, Старый Собор был построен на месте захоронения Апостола Петра по приказу римского императора Константина между 326 и 333 гг. и просуществовал около 12 веков. Здесь проходили папские коронации и именно здесь Карл Великий был коронован императором Священной Римской империи в 800 г. Базилика уже с первых лет своего существования имела важное значение и стала местом паломничества для путешественников из соседних стран. На протяжении веков многие архитекторы и служители церкви старались поддерживать и украшать ее. Вокруг складывался хаотичный ансамбль, состоящий из различных строений: портиков, часовен, монастырских и других зданий.

С течением времени, как и многие средневековые церкви, Старый Собор к XVI веку начал разрушаться и требовал серьезной реконструкции. В 1506 г. Папа Юлий II принял решение о строительстве нового Собора на том же месте. На осуществление этого замысла ушло около 120 лет. Донато Браманте, вдохновленный римским Пантеоном, разработал оригинальный проект будущей базилики. После его смерти строительство продолжили Джулиано да Сангалло, Бальдассаре Перуцци и Рафаэль. В 1547 г. значительные изменения в первоначальный проект внес Микеланджело Буонарроти, который придал базилике окончательную форму.

К началу XVII века строительство Собора Святого Петра было практически завершено. В 1602 г. Папа Павел V назначил главным архитектором Карло Мадерна. Он трансформировал план Собора, удлинив восточную ветвь и пристроив новый фасад к существующему зданию, в результате чего оно получило в плане форму латинского креста.

Оставалось решить задачу оформления площади. В 1617 г. возникает идея создания книги под названием «Tempulum Vatikanuma», в рамках которой должны были быть освещены все исторически важные изменения Базилики Святого Петра. Мажордом Папы Павла V Джованни Батиста Костагути поручает Мартино Феррабоско поднять сначала все планы Ватикана, затем все планы Базилики Святого Петра. Предполагалось также литературное сопровождение, написание которого было поручено священнику Ферранте Карли Джанфаттори. Однако к 1620 году Феррабоско уже закончил свою работу и, не дождавшись текста Джанфатори, издал иллюстративную часть.

В первой витрине представлено два экземпляра издания 1684 г. «Architettura della basilica di S. Pietro in Vaticano», являющиеся переизданием гравированного альбома М. Феррабаско, дополненные комментариями кардинала Джованни Батиста Костагути младшего, открытые на гравированных изображениях Старой и Новой базилик Святого Петра.

Джованни Лоренцо Бернини было поручено создание проекта и оформление огромной площади, расположенной перед Собором. Площадь представляет собой крупнейший архитектурный ансамбль Италии XVII в. Проект был осуществлен между 1657 и 1667 гг. Было установлено две колоннады, которые по трапеции сначала сужаются к центру, а затем расходятся на два полукружия, как бы обнимающие и объединяющие на площади всех верующих.  После завершения основных работ в 1694 г. вышло первое издание итальянского архитектора Карло Фонтана «Il tempio Vaticano e sua origine», проиллюстрированное Алессандро Спекки. В своем труде автор постарался отразить полную историю существования Базилики с IV по XVII вв., он описывает место, окружающее собор, воспроизводит различные этапы его строительства, дает представление о текущем состоянии здания. В третьей витрине продемонстрирован окончательный план и вид Собора Святого Петра, который был реализован во второй половине XVII в.

Базилика Святого Петра – архитектурный шедевр, история которого насчитывает несколько столетий. Выполненная лучшими архитекторами и художниками эпохи, среди которых Браманте, Микеланджело, Мадерно и Бернини. Выставка приурочена к 425-летию Дж. Л. Бернини, завершившего образ Собора Святого Петра, ставшего одним из символов Италии и являющегося архитектурным, культурным и историческим памятником.

В фотогалерее представлены иллюстрации планов сооружения и общий вид Собора Святого Петра.