Египет: взгляд из прошлого

  2022-10-17

Вздымаясь к Солнцу, обелиск высок.
Семь тысяч лет твой мёд еще не выпит,
Живой и в смерти, сад богов, Египет.
К. Д. Бальмонт

С 17октября по 19 ноября 2022 г. в Памятном зале Великого князя Владимира Александровича проходит книжно-иллюстративная выставка, посвященная истории изучения культуры Египта.

Двести лет назад 14 сентября 1822 г. Шампольон прочел в Париже доклад о расшифровке египетских иероглифов. Завеса тайны, скрывавшая многотысячелетнюю цивилизацию, начала приоткрываться.

В 1922 г., отмечая столетие этого события, на созванном в Москве первом съезде российских египтологов представитель ассоциации востоковедения профессор И. Н. Бороздин, «выразил надежду, что настоящий юбилей, являясь общим праздником всего культурного человечества, послужит толчком к восстановлению нарушенного сотрудничества культурных наций мира на почве научного творчества».  Эти слова звучат актуально и в наши дни, когда открытию Шампольона исполнилось двести лет.

Фотография, открывающая выставку, знакомит с деятельностью Франсуа Огюста Фердинана Мариета. Он прикоснулся к миру Древнего Египта, изучая бумаги своего кузена Нестора л’Ота, участника экспедиции Шампольона, что резко изменило его жизнь. Впоследствии, став руководителем отдела раскопок и древностей Египта и основателем Египетского музея в Каире, Мариет приложил много усилий, чтобы прекратить бесконтрольный массовый вывоз культурных ценностей из Египта.

Самые ранние публикации, представленные на выставке, относятся к концу XVIII века. Письма К.-Э. Савари, путешествовавшего по Египту в 1770-е гг., были изданы при поддержке брата короля Людовика XVI.   Одна из популярнейших книг того времени, посвященных Египту, не могла не быть известна Наполеону, чей поход положил начало серьезному изучению древнеегипетской цивилизации в европейских странах. Другое примечательное издание – «Мемуары о Египте». Это сборник сочинений различной тематики, подготовленных в период военной кампании и изданных впервые Институтом Египта в 1798 – 1801 гг. На выставке можно увидеть его парижское переиздание.

В XIX в. интерес поддерживался благодаря результатам раскопок. Постепенно увеличивалось количество людей, посещающих Египет. Многие, в том числе представители царствовавших фамилий, оставляли свидетельства о своих путешествиях – в виде зарисовок, фотографий, книг. В их оформлении, часто ярком и красочном, использовались элементы древнеегипетского дизайна. В заголовке одной из книг отражен эпизод бурной истории страны, тогда части Османской империи. Путевые заметки и зарисовки французского археолога и художника-любителя Л.-Н. Лепика под названием «Последний Египет» представляют Египет до разрушительной Англо-египетской войны 1882 г.

Заинтересованный человек мог обратиться к научным монографиям своих современников. Хотя в центре внимания оставался Древний Египет, исследователи уделяли все больше внимания периоду, когда большинство населения этой страны составляли христиане – коптский Египет. Наименее освещенной оказалась последующая история: принятие ислама, вхождение в состав Османской империи, попытка обретения независимости в XIX в.

Туризм, на рубеже XIX – XX веков становившийся массовым, сделал актуальным жанр путеводителя. На выставке представлено издание К. Бедекера, чья фамилия была неразрывно связана с этим жанром на протяжении многих десятилетий и стала нарицательной. К работе над ним были привлечены крупнейшие египтологи. Несмотря на карманный формат, оно включало 27 карт и планов городов, 48 планов храмовых сооружений, 55 схем и рисунков. В той же витрине находится путеводитель, выпущенный в Каире в 1908 г. Издавались каталоги музеев, отчеты археологических экспедиций, причем американской экспедиции 1915 – 1916 гг. не помешала даже Первая мировая война. Увлечению древнему Египту еще больше способствовало открытие гробницы Тутанхамона в ноябре 1922 г.

К этому времени в России начала формироваться своя египтологическая школа, ведущими представителями которой стали Б. А. Тураев, В. В. Струве, Ф. В. Баллод, Н. Д. Флиттнер и другие. Благодаря им на русском языке появился богатый выбор литературы о Египте.

Российский, а затем и советский читатель, мог познакомиться с творчеством древних египтян, не только придя в музей, но и прочитав на досуге их произведения. Например, сказки в обработке К. Д. Бальмонта, автобиографии древних египтян, подготовленные  к печати Б. А. Тураевым, или захватывающий рассказ о крупном социальном перевороте около 1750 г. до н. э. («Речение Ипувера» с комментариями В. В. Струве). Книга М. Э. Матье «Что читали египтяне 4000 лет тому назад» в научно-популярной форме создавала целостное представление о круге чтения людей того времени.

В наши дни египтология, в том числе российская, продолжает активно развиваться, опираясь на традиции своих предшественников, чьи труды представлены на выставке.