Карл Дюжарден (1622-1678)

  2022-10-10

С 10 октября по 11 ноября 2022 г. в Романовском зале Научной библиотеки Российской академии художеств проходит выставка оригинальной гравюры из фондов библиотеки «Карл Дюжарден (1622-1678): к 400-летию со дня рождения голландского художника и офортиста».

XVII век в истории Голландии был временем внушительного подъема экономической, политической и культурной жизни. Это был период становления самостоятельного голландского государства. В республике появились новые формы ведения хозяйства, получили распространение естественные и гуманитарные науки, литература и книгопечатание. Одним из самых значительных явлений, достигших наивысшего расцвета, стало становление национальной реалистической живописи, особенно ярко проявившейся в развитии голландского пейзажа.

Весь ход бурного общественного и политического развития страны в значительной мере определял характер голландской культуры, которая в свою очередь и сама стала одной из основных движущих сил формирования голландской нации. В системе художественного процесса произошел настоящий переворот. Отношение к жизни как к единственному источнику творческого вдохновения окончательно утверждается в художественной практике.

Голландские художники, используя и трансформируя художественные средства предыдущих поколений, изменили их рамки и подчинили стилевые средства новым потребностям осмысления реальной действительности. Их искусство стало на путь глубокого реалистического отражения жизни, достигнув в высший период своего развития огромной художественной силы. Одним из крупных и характерных представителей периода расцвета голландского реалистического пейзажа, относящегося к 1640–1660-м гг, является живописец и офортист Карл Дюжарден.

На выставке посвященной 400-летию Карла Дюжардена, представлено 26 графических произведений, выполненных, начиная с 1652 г., отличающихся высоким мастерством исполнения и глубокой наблюдательностью в передаче повседневной жизни.

Карл Дюжарден родился в Амстердаме в 1622 г., в 1640-х гг. побывал в Италии, затем проживал в Лионе, где сочетался браком. Затем, согласно документам от 1658 г. о внесении арендной платы за мастерскую муниципалитету, непродолжительное время пребывал в Гааге. Некоторое время учился у известного голландского живописца и графика Николаса Берхема, крупнейшего мастера итальянизирующего направления, одного из создателей пасторального жанра. На выставке представлены четыре работы Николаса Берхема, свидетельствующие об определенной аналогии с творчеством Карла Дюжардена. По словам нидерландского художника и историка искусств Арнольда Хоубракена «Карел дю Жарден… был великим мастером в искусстве. Но он перегнал Н. Берхема, у которого учился. Знатоки искусства спорили, чьи работы ценить выше. Дюжарден доказал, что является большим мастером во всем, за что бы ни брался – изображение быков, овец, коз или римских ярмарок и каких-либо забавных сцен…».

Представленные на выставке многочисленные изображения лошадей, мулов, свиней и других животных демонстрируют стремление художника разработать своеобразный тип пастушеских сцен, отличающийся от анималистического жанра, созданного Паулюсом Поттером, учеником которого некоторое время был Карл Дюжарден.

Работам Дюжардена свойственно пристальное изучение мельчайших деталей, красота ритма, равновесие, единство и в то же время непосредственность впечатления. Формы пасущихся или отдыхающих животных исполнены везде с большим пластическим чувством и точностью. С такой же точностью в пейзажах воспроизведены великолепные экземпляры ивы, ольхи или бука с густой раскидистой кроной, внимательно прописаны стебли, листья, цветы растений на первом плане.

Жизнеутверждающий лиризм, радостные, овеянные простором и свежестью лугов, эти работы полны воздуха, света и трепета жизни. Несмотря на внешнее сходство изображаемых мотивов, художник по-разному подходит к выбору точки зрения, стремится представить природу во всей полноте, отводя главную роль пространственному эффекту. Для творчества Карла Дюжардена характерна, присущая всем голландским художникам черта – достоверное отображение действительности. Его работы пронизаны восхищением жизнью во всех проявлениях, умением даже в самом обыденном уголке природы, окружающем повседневном мире открыть источник красоты.