Виды Урала из коллекции В.Г. Дружинина

  2022-11-25

25 ноября 2022 г. в Научной библиотеке Российской академии художеств  открылась иллюстративная выставка фотографий «Виды Урала из коллекции В.Г. Дружинина». Фотография в Уральском регионе распространилась с небольшим опозданием. Значительная удаленность от городов европейской части Российской империи, трудности с доставкой фотоматериалов и техники, труднодоступные местности для получения хороших видов отодвигали процесс  проникновения фотографии в повседневную жизнь человека.

Первые профессиональные студии появились только в 1860-х гг.. В Екатеринбурге начал работать И.А. Терехов, дело его продолжил брат – Н.А Терехов. Среди первых – студия Н.А. Арсентьева, открытая им в  Златоусте. Сын – А.Н. Арсентьев  продолжил дело отца и занялся профессионально фотографией в 1884 г. В 1880 г. В.Л. Метенков открыл первую студию в Миассе, в 1882 г.– в Екатеринбурге.

В 1887 г. в Екатеринбурге прошла Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, где были представлены и отмечены наградами достижения местных фотографов (И. Терехова и В. Метенкова).Впервые в Научной библиотеке РАХ экспонируются фотодокументы из коллекции Василия Григорьевича Дружинина (1859–1936). В.Г. Дружинин известен как историк, археограф, палеограф, собиратель рукописных памятников, предметов искусства и книг. Кроме того, известно, что он был фотографом-любителем. Мать Дружинина, Ольга Петровна, совместно с другими наследниками владела заводами в Кыштымском горном округе (Верхне-Кыштымский и Нижне-Кыштымский, Каслинский, Нязепетровский, Теченский и Шемахинский заводы), доходы от производства которых несомненно способствовали коллекционированию и занятиям фотографией. После смерти отца, Григория Васильевича Дружинина (1889), В.Г. Дружинин стал доверенным лицом, управляющим заводами в Кыштымском горном округе. Во время почти ежегодных поездок в Уральский регион  он совмещал работы по управлению заводами с проведением археологических раскопок и занятиями фотографией. Особенного успеха он достиг в фотографировании природы: уральский пейзаж составляет основную часть коллекции. Тяга к природе и умение созерцать её красоту определили основной интерес молодого ученого в сфере фотографии. Конечно, он запечатлевал с помощью фотокамеры и друзей, и родственников, и промышленную среду, в которую окунался по прибытии в регион, однако лучшие его кадры посвящены природе.

Являясь сотрудником Императорской археологической комиссии, В.Г. Дружинин осуществлял раскопки на территории Южного Урала с 1891 по 1896 год. Сохранилось крайне мало фотоотпечатков, сделанных им самим на собственных раскопках. В коллекции Научной библиотеки их три: два вида городища на озере Нанога и снимок с предметов, обнаруженных на раскопках 1891 г.

Кроме фотографий, сделанных В.Г. Дружининым, в его коллекции есть работы других фотографов. Серия видов Самаро-Златоустовской железной дороги сделана фотографом Васильевым. Вероятнее всего, пересъёмка оригинальных фотографий осуществлена В.Г. Дружининым с целью пополнения личной коллекции фотографий.

Несколько листов атрибутированы как работы фотографа Вениамина Леонтьевича Метенкова (1857–1933). В.Л. Метенков – фотограф-профессионал, член Императорского Русского технического общества (ИРТО), участник многочисленных выставок. Кроме того, в 1896 г. он стал владельцем магазина по продаже всего необходимого для фотографирования – фототехники и материалов. Три листа определены как работы фотографа Андрея Николаевича Арсентьева (1854 1903).