В поисках основ. Разработка теории рисунка и живописи

  2023-11-27

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Художники Средневековья не были знакомы с принципами построения изображения на плоскости и методиками обучения рисунку, которыми пользовались мастера Древней Греции. Не сохранились и теоретические труды, а многие произведения великих мастеров были преданы забвению. Однако после почти тысячелетнего перерыва вновь пробуждается интерес к научным знаниям, к разработке проблем искусства, возрождается стремление к правдивой передаче действительности.

Художники эпохи Возрождения начинают заново создавать теорию изобразительного искусства, пытаются описать и обосновать основы рисунка, а вместе с тем и методы обучения ему.

Одни из первых работ относятся еще к XIV-XV вв. В первой витрине представлены ранние издания по теории рисунка Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрера и Жана Кузена. В трудах описаны основы перспективы и изображения пропорций тела человека. Важное значение для развития теории изобразительных искусств отводится труду Джорджио Вазари, «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Эта работа оказала значительное влияние на современников Вазари и труды в подобном жанре начали издаваться не только в Италии, но и в других странах, некоторые из этих работ расположены в центральной и третьей витринах.

К XVII в. разработкой теоретических вопросов рисунка, графики и живописи начинают заниматься не только художники, но и многие ученые. Так, например, в третьей витрине представлен труд голландского ученого-филолога Франциска Юния «О старой живописи», в котором проанализированы сохранившиеся рассуждения древних греческих и римских философов.

Отдельного внимания заслуживают труды авторов французской Королевской академии живописи и скульптуры Шарля Лебрена, Флорана ле Конта и Андреа Филибьена. Начиная с 1648 г. во французской Академии проходят так называемые «конференции» – собрания членов Академии, в рамках которых заслушиваются доклады и проходят дискуссии по вопросам теории и художественной практики. По результатам конференций, как правило, выходило издание. Благодаря ведению такой практики начинают издаваться более узкоспециализированные издания. Если в начале XVII века авторы рассматривали вопросы комплексно, то со временем появляются труды, посвященные более узким вопросам.

Важным этапом в развитии теории искусства становится публикация Андреа Филибьена 1676 г. «Принципы архитектуры, скульптуры, живописи и других связанных с ними искусств». Здесь представлен результат многолетней работы автора, в том числе как участника конференций, призванный заполнить пробел в дискурсе по отношению к отдельным видам искусства, их взаимосвязям и определению основной терминологии, которая применяется специалистами отдельных областей. Это издание является одной из первых попыток разработки терминологического аппарата, который помог бы мастерам из разных творческих сфер правильно понимать друг друга.

На протяжении XVI-XVII веков развиваются разные направления изобразительных искусств, вместе с ними появляются и первые попытки теоретически обосновать и закрепить достигнутые результаты, чтобы можно было их передать следующим поколениям. Следует выделить, что для авторы первых теоретических работ старались всесторонне и комплексно проанализировать интересующую их проблему и подойти к ней с разных точек зрения и направлений искусства. В одном труде могли быть рассмотрены вопросы рисунка, перспективы, красок, методики обучения и многое другое. Постепенно начинают издаваться труды, ориентированные на решение отдельных задач, они становятся более специализированными. В совокупности все издания, представленные на выставке, являются основой для разработки первых учебных пособий для воспитанников академий разных стран, которые в полной мере начинают развиваться только в XVIII веке