«В России есть свой Апеллес...»

  2023-12-11

Антон Павлович Лосенко – мастер исторической живописи, рисовальщик и портретист, с чьим именем тесно связана история Академии художеств, получил признание не только как педагог, но и как один из основателей русской художественной педагогики XVIII столетия. Выпущенное в 1772 году пособие – «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании изданное», гравированное Г.И. Скородумовым и C.А. Паниным, превратилось в образец для многих поколений художников и составило существенный раздел академического образования. Краткий и четкий свод правил для изучения пропорций человека позволял произвести системный и одновременно детальный анализ пластической формы, тем самым подготавливая молодых художников к решению задач пространственного построения. Роль дополнительных таблиц выполняли подлинные рисунки самого А.П. Лосенко, не имевшие прямого отношения к пособию, но использовавшиеся в качестве образцов для копирования.

Еще будучи в Италии, А.П. Лосенко исполнил большое количество рисунков с известных античных статуй, многие из которых были впоследствии гравированы и служили образцами для копирования. Так, например, воспитанник Академии Е.И.Чуксин исполнил гравюру с работы А.П. Лосенко, изображающей Геркулеса Фарнезского. Избрав наиболее характерный ракурс, А.П. Лосенко демонстрирует тщательную моделировку мускулатуры героя, подчеркивая его силу и атлетическую соразмерность фигуры. Аналогичным является рисунок статуи Германика, изображенного со спины. Гравюра Г.Я. Пермякова 1799 года дает полное представление о работе А.П. Лосенко. Уделив особое внимание объемной трактовке формы, художник благодаря полутонам и рефлексам добивается выразительной скульптурности графического листа. Те же достоинства моделировки фигуры свойственны рисунку, исполненному со статуи Апполино, гравированному В.П. Осиповым. Некоторые графические произведения А.П. Лосенко сохранились в гравюрах талантливого воспитанника Академии И.А. Платовкина. Среди них «Амур верхом на Кентавре» и сложнейшая для воспроизведения в рисунке античная группа – «Лаокоона».

Творческое наследие А.П. Лосенко и в наши дни сохраняет значение высокого образца, являясь примером того профессионализма, к которому необходимо стремиться. Опыт А.П. Лосенко, его достижения как художника и педагога оказали сильнейшее влияние не только на всю последующую историю русской живописи, но и на искусство в целом.