«Для художников античности схемы и каноны не были путами. Наоборот, они помогали им создавать прекрасное
и возвышенное искусство; каноны руководили и давали наставления художникам эпохи Возрождения
и указывали им путь к высокому искусству; правила, схемы и законы воспитывали мастеров искусства
и формировали величайших гениев мира».
Н.Н. Ростовцев
10 октября 2023 г. в Научной библиотеке Российской академии художеств открылась книжно-иллюстративная выставка «Roma quanta fuvit ipsa ruina docet» («О величии Рима можно судить по его руинам»).
В начале XVIII века во французском языке был принят термин «античность», подразумевавший «особый вид искусства» ранних исторических периодов, тем самым подчеркивалось огромное значение древней эпохи. Позднее исследователи уточнили понятие, отметив, что термин в большей степени относится к греко-римской культуре до середины I века до н.э. Начиная с эпохи Возрождения, искусство Древних Греции и Рима стало восприниматься эталоном совершенства как в пластике, так и в архитектуре. В Италии в XVI веке появлялись свободные объединения художников, изучавших искусство античности, которые по аналогии с Академией Платона именовались академиями художеств.
В последующие столетия так стали называть художественные учебные заведения, где значительная часть времени отводилась изучению древних памятников, которые служили источником неисчерпаемого вдохновения и были эстетическим образцом для подражания. Одним из подобных учреждений стала Санкт-Петербургская Академия художеств, основанная в период наивысшего расцвета зарубежного академического образования и всеобщего поклонения античному искусству.
Система преподавания во многом строилась на ознакомлении с канонами древнегреческих памятников, помогавшем студентам познать натуру, усвоить четкие и строгие принципы построения конструкции, тем самым позволяя шире использовать свои наблюдения за реальными предметами. Для того чтобы овладеть художественным опытом прошлого, учащихся приобщали к великим достижениям живописцев, архитекторов и скульпторов разных стран и эпох. Начала формироваться коллекция лучших образцов европейского искусства: гипсов, рисунков, картин, в том числе книг и эстампов, с которыми могли знакомиться молодые художники и преподаватели и пользоваться ими в качестве учебных пособий.
На выставке представлены издания XVI-XVIII вв., отражающие разные направления античного искусства. В первой витрине находятся книги по теории архитектуры и гравированные альбомы XVI века: первый печатный итальянский перевод труда древнеримского автора Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре» (1521) и одна из книг итальянского мастера Себастьяно Серлио с образцами античной архитектуры.
Центральной частью экспозиции стали альбомы с гравированными изображениями античной скульптуры и образцов монументально-декоративного искусства, таких как мозаика, росписи храмов и дворцов.
Отдельно следует отметить, что издания «Древние картины в римских криптах и гробницах» (1750), «О собрании скульптур, найденных на раскопках дворцов Нерона и Мария» (1755) и «О древностях Геркуланума» (1757) поступили в библиотеку в составе коллекции И.И. Шувалова еще в апреле 1763 года до его отъезда за границу. В целом, именно с Шувалова началась традиция приобретения наглядных пособий по античному искусству для собрания Научной библиотеки, которые и сегодня продолжают использоваться студентами для изучения ордерной системы, классических пропорций, анатомии и перспективы.