Памятники античной скульптуры

  2023-10-24

24 октября 2023 г. в Научной библиотеке открылась  выставка фотографий «Памятники античной скульптуры».

Античная Греция и античный Рим открылись миру вновь в эпоху Возрождения. Изучение памятников древности и интерпретация приемов античных зодчих и скульпторов  мастерами XIII-XV веков открыли новую страницу в истории мировой архитектуры и пластики. С этого времени образование художника неизменно базировалось на постижении классических образцов древнего искусства.

Постепенно начали формироваться коллекции античной скульптуры в Ватикане и других европейских государствах, частные коллекции. Они пополнялись случайными находками, материалами с раскопок, с давних времен  производимых  на территории столиц  древнего мира – Афин и Рима. Часто статуи находили сильно поврежденными, с утратами, нередко отдельные части восстанавливались в материале оригиналов, как правило – в мраморе. Менее всего сохранилось образцов греческой работы – греки были мастерами литейного дела.

О греческих подлинниках часто  можно судить лишь по мраморным копиям, изготовленным в более позднее время. Нередко изучение памятников античности заканчивалось вывозом образцов за рубеж. Таким образом, большая часть скульптурного фриза Парфенона, метопы и композиции фронтонов оказались в Великобритании, вывезенные лордом Элгином (1766-1841) в начале XIX века. Рельефы Пергамского алтаря, обнаруженные  при участии Карла Хумана (1839–1896) в конце XIX века, были вывезены в Берлин (за исключением небольших фрагментов, обнаруженных позднее).

В России коллекция античной скульптуры начала формироваться во времена Петра Великого, образцы античной и современной скульптуры приобретались в Европе, заказывались копии из мрамора. Первые скульптуры, установленные в Летнем саду, сразу стали пособием  для учеников Рисовальной школы при Санкт-Петербургской типографии, а позднее – Академии художеств при Академии наук, именно здесь в летнее время они часто занимались рисованием и лепкой. Вся педагогическая система учрежденной в 1757 году Академии художеств основывалась на изучении античных образцов древнего искусства, постижении гармонии пропорций человеческого тела. Начиная обучение с копирования изображений (эстампов), постепенно ученики переходили к рисованию геометрических фигур и антиков (слепков с произведений скульптуры из зарубежных коллекций, отформованных с оригиналов), и лишь после того, как в достаточной степени овладевали рисунком с антиков, приступали к лепке и рисованию с натуры.

Изобретение в первой половине XIX века фотографии как технологии получения и тиражирования изображений дало возможность музеям и владельцам частных собраний фотографировать свои коллекции с целью изучения и распространения знаний о них. Совершенствование фототехники и процессов печати, появление крупных издательских фотографических предприятий способствовало распространению фотопродукции по всему миру. Таким образом, репродукционная фотография начала занимать особое место во многих библиотечных и музейных коллекциях в качестве изобразительного материала, в частности – и в коллекции библиотеки Императорской академии художеств. Как и сегодня, фотосъемка трехмерного объекта являлась весьма непростой задачей для фотографа. Необходимо было найти удачный ракурс, установить освещение, обеспечить в случае необходимости наличие фона, не допустить оптических искажений при съемке. Фотографы широко использовали ретушь по негативам с целью подчеркнуть формы или цвет материала (мрамора или бронзы).

Библиотека представляет Вашему вниманию фотографии с античной скульптуры из разных коллекций мира: Ватикана, Археологического музея в Неаполе, Лувра и других. Фотографии скульптур, отобранные для выставки, относятся приблизительно к одному периоду, концу XIX века. Предлагая взглянуть на фотографии с памятников античной пластики, мы не ставим своей целью выделить определенный период в развитии греческой или римской скульптуры, а приглашаем Вас насладиться высоким уровнем мастерства скульпторов Древнего мира и, одновременно, работами мастеров зарубежной фотографии.