Изображение человека в рисунках старых мастеров

  2023-11-13

В Большом зале Научной библиотеки открылась выставка «Изображение человека в рисунках старых мастеров».

«Рисунок, рисунок, мой друг, тысячу раз – рисунок» - так писал французский живописец Жак-Луи Давид одному из своих учеников. Действительно, рисунок – важнейшая область художественного творчества. Он лежит в основе всех видов изобразительного искусства, будь то живопись, графика, архитектура, скульптура. Рисунок можно назвать фундаментом, без которого невозможно создание художественного произведения.

Во все эпохи рисунок был главным орудием изучения натуры и художественного воспитания. В европейском искусстве он приобретает самостоятельность в эпоху поздней готики и раннего Возрождения. Изобразительное искусство достигает такого уровня, когда для выполнения заказов необходимо создание методики обучения пластической анатомии фигуры человека, перспективы, основы композиции. В Европе возникают первые Академии художеств, чья система классического образования всегда предполагала обучение учебному рисунку, «от простого к сложному»: начиная с геометрических тел и гипсовых слепков до анатомических моделей и, наконец, рисования человека с натуры. Художники изучали движение рук и ног, мимику лица, повороты головы, положение тела. Материалами служили пергамент, затем бумага, а инструментами – уголь, серебряная игла, графитный карандаш, сангина, тушь.

На выставке представлены репродукции натурных рисунков художников XV-XIX вв. таких мастеров как Лукас Кранах Младший, Альбрехт Дюрер, Микеланджело, Рафаэль, Франсуа Буше, Жан-Батист Грёз, Теодор Жерико, Александр Кабанель. Зарисовки отдельных фигур, торсов, голов, рук и ног часто служили эскизами для будущей картины или гравюры, но они значимы и как самостоятельные произведения, поскольку столь же ярко раскрывают мастерство автора и его индивидуальный почерк.