Лев Самуилович Бакст (1866-1924)

  2021-01-14

В Научной библиотеке РАХ с 14 января по 1 марта 2021 проходит книжная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Льва Самуиловича Бакста (1866-1924).

Живописец, график, сценограф и иллюстратор, он прославился прежде всего как художник театральных костюмов и декораций для «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

На выставке представлены материалы, отражающие разные грани его таланта: книги, статьи и репродукции как самых известных, так и малознакомых работ.

Одним из изданий, вызывающим особый интерес, является «Время и творчество Льва Бакста. Каталог международной выставки» 2016 года выпуска. Оно позволяет составить общее мнение о художнике, проследить основные вехи его жизни и творчества, такие как педагогическая, сценографическая деятельность, участие в объединении «Мир искусства», а также деятельность, связанную с миром моды.

В книге «Искусство Театра и Танца» 2011 года популярный автор Элизабет Инглес затрагивает роль Бакста в культурной жизни России начала XX века, особенно его вклад в сценографическое искусство. Этой же теме посвящена и книга 1988 года «Русские сезоны в Париже. 1908-1929».

Особого внимания заслуживает издание 2016 года «Лев Бакст. Моя душа открыта». В двух томах опубликовано литературное и эпистолярное наследие Льва Бакста. Современники высоко ценили литературное творчество Бакста, уделяя особое значение содержанию, вкусу, чувству стиля и отточенности слога. В книгах включены статьи, эссе, интервью, либретто балетов, киносценарий и автобиографический роман «Жестокая первая любовь», повествующий о молодых годах художника.

В статье «Ослепительный Бакст» журнала «Наше Наследие» (2016 г., №120) Джон Боулт прослеживает становление Бакста как портретиста. А монография Е.Н. Байгузиной 2009 года «Лев Самуилович Бакст в поисках античности» раскрывает интерпретацию мастером античного наследия в театрально-декорационном искусстве.

Для более полного ознакомления с личностью художника стоит обратиться к двум статьям Е. Теркель, исследовательницы творчества Бакста. В статье, опубликованной в журнале «Третьяковская галерея» (2009 г., №4) автор знакомит читателей с Бакстом - модельером. Название статьи «Одевайтесь, как цветок!» отражает отношение Бакста к женской моде. В статье собраны эскизы костюмов, росписи тканей и шляп, а также фотографии самого Бакста и актрис той поры в костюмах, созданных по его эскизам.

В статье «Лев Бакст и русские писатели. Портреты серебряного века», опубликованной в журнале «Третьяковская Галерея» (2017 г., №2) Бакст описывается не только как художник, но и как писатель, как знаток мировой литературы. Он был знаком со многими яркими поэтами и писателями Серебряного века, входил в общество «Друзья Гафиза». Автор статьи уделяет особое внимание переписке с Зинаидой Гиппиус, которая в своё время подтолкнула Бакста к написанию автобиографического романа. В статье можно увидеть репродукции портретов Д. Философова, К.Сомова З.Гиппиус, С.Дягилева, А. Бенуа, В. Розанова и И.Бунина.

Книги, статьи и монографии, отобранные для выставки, сопровождаются многочисленными иллюстрациями, редкими архивными фотографиями, подробными комментариями и адресованы широкому кругу читателей, интересующихся русской и зарубежной культурой конца XIX-нач.XX века.