Библиотечные ресурсы

 

Длинный узкий коридору 2-го этажа исторического здания Академии художеств в Петербурге упирается в дверь с надписью «Библиотека». Так было не всегда. Где изначально размещали библиотечные ресурсы НБ РАХ: книгохранилища, библиотечные фонды, каталоги, читальные залы? Обстоятельные ответы на эти вопросы еще предстоит найти. Отрывочные документальные свидетельства пока не дают возможность с достаточной полнотой ответить на них.

В архивных документах 1763 года сохранились сведения «О заплате столяру Ефиму Козмину за изготовление шкафа для книг». А на старых поэтажных планах академического здания имеются рукописные пометы с указанием занимаемых помещений. В одном из них (1794 года) указывалось, что на углу Большой Невы и 4-й линии по второму этажу рядом с Конторой находилась узкая проходная комната с надписью «Библиотека». В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. 

По мере поступления новых книг, альбомов, увражей для удобства работы воспитанников стали создавать классные библиотеки, в которых за сохранность книг фактически никто не отвечал. Со временем актуальным стал вопрос о сохранении и объединении библиотечных фондов, для чего необходимо было обустроить специальное помещение. Это было сделано при президенте Академии Художеств Алексее Николаевиче Оленине в связи с очередной перестройкой академического здания в 1830-х годах.

Новое помещение для библиотеки было определено на углу 2-го этажа по набережной Большой Невы и 3-й линии. Автором проекта был назначен молодой русский архитектор Константин Андреевич Тон. Вместо разделенного на два этажа и разгороженного на мелкие помещения, получился двусветный купольный зал с красивым интерьером. Художник Петр Васильевич Басин расписал потолок на сюжет «Аполлон и музы». Вдоль стен восьмигранного помещения и на антресолях были установлены книжные стеллажи. В 1832 году работа была закончена, библиотечные фонды объединены. Но со временем стало понятно, что размещать новые поступления негде, и особенно остро ощущалось отсутствие читального зала.

В 1863 году было намечено провести в академическом здании целый ряд переделок, предполагавших ликвидацию квартир и устройство новых классов, оборудование нового книгохранилища и читального зала библиотеки, новых помещений для музея. С этого времени начали проводить в здание Академии Художеств водопровод, газопровод, установлены духовые печи («амосовское» отопление). В результате этих перестроек библиотека получила прекрасные читальные залы на 2-м этаже восточной части здания – угол 3-й линии и садового фасада.

Открытие новой библиотеки в Императорской Академии художеств стало событием не только для Академии.

Большой читальный зал

Большой читальный зал (1868 год) – первый, в который попадаешь из академического коридора, был торжественно открыт в 1868 году. Оформление этого зала сделано по проекту талантливых академических архитекторов Давида Ивановича Гримма и Роберта Андреевича Гедике. Встроенные дубовые шкафы для книг большого формата расположены вдоль стен. Как их продолжение – открытые галереи с балюстрадой и стеллажами для малоформатных изданий. Читальный зал оборудован специальными, на заказ сделанными столами для работы с большими альбомами. В столешницах предусмотрены большие ящики для хранения эстампов и гравюр. Все продумано для удобства читателей и сохранности книжного фонда.

В простенках между окон сохранились выставочные витрины, в которых экспонировались гравюры. В читальном зале улучшили освещение – были установлены газовые рожки. Удобная и функциональная мебель, которую выполнили по проектам архитекторов Д.И. Гримма и Р.А.  Гедике. Она пережила многое, в том числе и блокаду. До сегодняшнего дня служит читателям и сотрудникам библиотеки.

Зал периодических изданий

Зал периодических изданий открыт в 1896 году. Архитектор Д.И. Гримм.
Интерес к специализированной периодической печати был столь велик, что в 1896 году открыли зал русских и иностранных периодических изданий. Происходит формирование серьезного фонда отечественной и зарубежной периодики в стенах библиотеки. В этот зал выписывались все более или менее значительные художественные журналы, как русские, так и иностранные. Для профессоров и учеников Высшего художественного училища (ВХУ) читальный зал открыт ежедневно, а посторонней публике доступен по воскресным и праздничным дням.
В 1904 году для читального зала заказали мебель из дуба – стулья, табуреты, подвижная стенка, абажуры, сделанные с учетом их функциональных особенностей для библиотеки. В библиотеке были установлены новые светильники. Над столами появились лампы с зелеными абажурами.

Памятный зал

Памятный зал Великого князя Владимира Александровича.
Вел. кн. Владимир Александрович был президентом Императорской Академии художеств (ИАХ) более 30 лет. Зал был устроен по инициативе и на средства великой княгини Марии Николаевны. После смерти великого князя Владимира Александровича должность президента Академии художеств унаследовала его жена великая княгиня Мария Павловна, которая оставалась в этой должности 8 лет, вплоть до революции. На открытии памятного зала 8 ноября 1915 года присутствовали президент ИАХ вел. кн. Мария Павловна, лица свиты их высочеств и академического персонала.
Оформление интерьера Памятного зала, бра, мебели были сделаны по проектам архитектора В.А. Щуко. Стенная роспись выполнена академиком Е.Е. Лансере. Украшает зал переданная в 1914 году из Конюшенного музея шпалера «Победа Александра Македонского над персидским царем Дарием». Она занимает почти всю западную стену. Ее реставрация в 2008 году, приуроченная к 250-летию Академии Художеств, не только сохранила этот памятник прикладного искусства, но позволила определить владельца шпалерной мастерской, место и время исполнения. Это работа брюссельской гобеленовой мануфактуры мастера Яна ван Хекке, выполненная в его мастерской в 1670-х годах. Гобелен был выткан с картона художника Ш. Лебрена (1619-1690) – знаменитого французского живописца и директора Королевской Академии живописи и скульптуры.

Романовский зал

«Романовский зал» открыт в 1939 году.
Традиция обустройства залов библиотеки известными архитекторами, придающая им музейный характер, была продолжена в советское время. Отделка четвертого в анфиладе читальных залов библиотеки была исполнена по проекту архитектора-художника Алексея Михайловича Романова (1904-1988), выпускника Академии. Он очень внимательно отнесся к стилю старых залов и, привнеся в свой проект некоторые детали отделки и новые материалы, сумел сохранить некую общность всех интерьеров библиотеки. Над центральной дверью зала укреплена бронзовая доска: «Оформление зала библиотеки ВАХ произведено в 1938 году по проекту и под руководством архитектора-художника Романова Алексея Михайловича, производитель работ Мурин Д.М., резчик Шмаков». Зал открыт для читателей в 1939 году. Его называют «Романовским».

Научный зал

«Научный зал» открыт в 1972 году.
Последний из читальных залов открыт в 1972 году, он предназначен для занятий научных работников. Это читальный зал Отдела редких изданий. Проект для него еще в 1970-х годах был сделан архитектором Ириной Николаевной Бенуа и выдержан в стиле предыдущих залов. К открытию были установлены вдоль стен шкафы-стеллажи, столы и кресла. Но только в 2008 году удалось окончательно завершить проектную отделку зала: сделать и установить антресоли со стеллажами, закрыть шкафы застекленными дверцами.

  Фонды и коллекции                                                                    Списки новых поступлений