Животные: формы и образы

  2020-02-10

С 10 февраля 2020 года по 06 марта 2020 г. в Романовском зале Научной библиотеки Российской академии художеств открыта Выставка гравюр, литографий, гелиогравюр, редких изданий XIX-XX вв. «Животные: формы и образы». Значение и роль животного мира в истории человечества огромна. Одной из самых древних функций животных была утилитарная, однако вскоре люди обнаружили, что животные способны не только удовлетворять материальные потребности, но и служить источником радости и удовольствия благодаря своему внешнему виду, красоте движений и особенностям поведения. Кроме того, появившиеся домашние животные способствовали существенному расширению сферы социального взаимодействия людей.

Человек начал наблюдать, изучать, исследовать и описывать поведение и образ жизни окружающих существ. Среди античных трудов зоологической мысли следует назвать «Историю животных» великого философа Древней Греции Аристотеля. Он создал не только первое описание многих представителей фауны, но и составил первую классификацию животного мира, просуществовавшую в неизменном виде практически до XVIII века. Более поздний период своими трудами представляют: Плиний Старший «Естественная история», Эллиан Клавдий «О природе животных», Тимофей Газийский «История о животных» и др. В их трудах содержатся разнообразные сведения о внешнем виде и повадках животных. В Средние века появляются трактаты о животных нравоучительного содержания, воплощенные в особых трудах – бестиариях. Традиции естественной античной истории и средневековой теологии были продолжены в эпоху Возрождения.

Начало XVIII в. ознаменовало собой новую эру человеческой истории. Предшествовавшая эпоха Великих географических открытий существенно изменила содержание естественных наук. Ученые, а вслед за ними и художники все больше стали основываться на собственных наблюдениях и исследованиях поведения животных. Примером может служить представленная на выставке работа Иоганна-Элиаса Ридингера «Носорог» (XVIII в.). Гравюра изображает индийского носорога Клару, завезенную голландцами в 1741 г. и ставшую подлинной сенсацией для европейцев XVIII в. Дени Дидро посвятил носорогу отдельную статью в Энциклопедии.

Мощный скачок в развитии естественно-научных знаний в XIX в., связанный с эволюционной теорией Чарльза Дарвина, совершили в сознании людей настоящий переворот по отношению к животным. Мир животных виделся как целостный биологический социум, неотъемлемый от жизни человека и во многих отношениях единый с ним. Все это привело к блистательному расцвету анималистического жанра. Одним из крупнейших анималистов XIX в. стала французская художница Роза Бонёр (1822–1899), чьи произведения представлены в экспозиции. Ее работы отличаются не только стремлением передать внешний облик животного, но и показать его характер, выразительность движений. Автор сосредотачивается на главных, существенных чертах, опуская нехарактерные подробности.

Животное для художника-анималиста интересно как подвижное существо, выразительная индивидуальность, оно всегда изменчиво и воспринимается в мимолетных позах. Разнообразные, гармоничные, пластичные, упругие и быстрые, такими предстают животные в гравюрах из альбома Огюста Андре Лансона «Животные в естественной среде обитания» (1882).

В XIX в. одновременно с распространением знаний о животном мире стремительно развивается другой особый род изображения животных – научная иллюстрация, в которой естественное содержание является главным, а художественная форма служит средством выражения этого содержания. Два пути познания действительности: путь науки, объективно реальный, и путь искусства, субъективно-эмоциональный, – в научной иллюстрации должны быть объединены. С предельной точностью и ясностью требуется отобразить максимальное количество свойств и подробностей изображаемых животных, а для этого материал поверхности передается буквально, а раскраска часто ограничивается локальным цветом.

Прекрасные образцы описания многих представителей животного царства с включением хромолитографий, демонстрирует, представленный на выставке, всемирно известный многотомный труд немецкого ученого-зоолога и путешественника Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных» (1894–1897), выдержавший бесчисленное множество изданий и переведенный на многие языки мира. Другим, наиболее известным в России, богато иллюстрированным естественно-научным изданием является фундаментальный труд Иоганна Вильгельма Гааке «Животный мир» (1901–1902). В труде рассматриваются животные Европы, Африки, Азии, Америки и Австралии, а также морские животные и паразиты. В трех томах присутствуют 120 отдельных листов с цветными иллюстрациями.

Исследовательский интерес человека за последние несколько столетий привел к тому, что границы взаимодействия между человеком и природой становятся все более тесными, а понимание животного все более личностным и конкретным. В фондах Научной библиотеки хранятся обширные, уникальные и интересные коллекции произведений, связанных с темой животного мира. В них ярко отражается история развития анималистического искусства, связанного с основными культурными особенностями и тенденциями времени.