Джованни Баттиста Пиранези: Carceri d'invenzione

  2018-11-14

С 14 ноября по 14 декабря 2018 года в Парадном зале Научной библиотеки развернута выставка, посвященная к 240-летию со дня смерти Джованни Баттисти Пиранези (1720-1778) «Джованни Баттиста Пиранези: Carceri d'invenzione». Серия «Фантастическое изображение темниц» знакомит нас с одной из самых ранних и наиболее феноменальных серий гравюр венецианского архитектора. Первое издание «Invenzioni capric[ci] di carceri» вышло в 1749 году, второе издание серии – «Carceri d’invenzione», выпущенное через 12 лет.

Произведение повлияло не только на неоклассическое искусство XVIII века, но и стало неиссякаемым источником образов и вдохновения для деятелей искусства различных эпох. Остается загадкой, какова идеологическая и этическая точка зрения создателя серии, невозможно сказать о происхождении семантической составляющей, стилистики и иконографии серии. Необъяснимо, в каком временном промежутке находятся изображаемые образы. Такое явление, как Carceri — совершенно парадоксальное и загадочное. Нельзя провести параллели ни с искусством предшественников, ни с работами современников художника. Эта серия становится самым запутанным и сложным в толковании замысла произведением. Если же ранние работы вписываются в рамки комбинации неопалладианства, неоклассицизма, барокко и рококо, то здесь кажется невозможным установить приблизительную стилистическую принадлежность.

Альбом был впервые опубликован в 1749 году, а в 1761 году было выпущено второе издание, кардинально переработанное. В последующие эпохи второе издание альбома неоднократно переиздавалось без разительных отличий от прижизненного выпуска. Перевод названия вкупе с концептуальной составляющей каждого из изданий можно интерпретировать по-разному: если в альбоме 1749 года итальянское «carceri» более корректно трактовать как «катакомбы» и «темницы», то применительно ко второму изданию более уместным переводом является «тюрьмы».

В одной из витрин представлены репродуцированные изображения титульных листов первого и второго изданий. Они являются ключом к определению основной повествовательной составляющей и становятся индикатором важнейших трансформаций, которые применил художник во втором издании.

Первая публикация альбома состояла из гравированного титульного листа и 13 гравированных разворотов, выполненных в технике офорта, дополненного резцом. Через год после выпуска первого тиража, Джованни Баттиста Пиранези перерабатывает титульный лист и запускает в печать измененную версию. Ключевой поправкой являлась замена принципа написания фамилии издателя Джованни Бушара — изначально италинизированная в 1749 году форма «Buzard» в 1750 году была исправлена на более корректный французский вариант — «Bouchard». Первый выпуск первого издания является наиболее ценным и редким из-за его малотиражности.

Второе издание «Carceri d’invenzione» было опубликовано в 1761 году, оно имело успех уже не только на территории Италии, но и во всей Европе. Джованни Баттиста Пиранези существенно переработал серию, сменил композиционную составляющую каждого листа и ввел более утяжеленную и сложную систему. Акцентируется внимание на изображениях гигантских механизмов, резких лестничных связок, невероятных конструкциях и пыточных средствах. Человеческие фигуры, присутствующие на гравюрах, теперь явно наделены образами заключенных. В центральной витрине располагается гравированный лист «Узники на выступающей платформе», где из-за добавленных элементов появляется возможность точно установить, что изображенные помещения являются тюремными пространствами.

Художник вводит оптические иллюзии в качестве одного из инструментов воздействия на визуальное восприятие. Коренным образом видоизменяется стилистика. Джованни Баттиста Пиранези отказывается от общепринятых норм в построении перспективы, использует радикальные и смелые пространственные решения, штрихи становятся более затемненными, грубыми и вибрирующими. Дрожащие контуры объектов сливаются с зияющей темнотой, предметы окончательно лишаются предсказуемости. Венецианский архитектор подчеркивает пульсирующий характер столкновения между изобретенным и реальным миром, что задает динамику, казалось бы, статичным из-за своей масштабности формам.

На выставке представлены два гравированных листа «Готическая арка» из альбомов 1749 и 1761 годов. Один из самых свободных листов первого издания интенсивно утяжеляется, благодаря проработанным формам и усилению штриховки. Особого внимания заслуживает экспонат «Колонна с фонарем», который подвергается таким изменениям в ходе доработки, что один из самых таинственных листов первого издания с практически абстрактным фоном приобретает четко читаемый сюжет. Благодаря появлению человеческих фигур и прорисовке деталей, коренным образом меняется восприятие атмосферы. Характер «тюремной» темницы очень явственно читается в гравюре «Козлы» - акцентируется внимание на том, что данное помещение с орудиями пыток находится на самом низком уровне, по сравнению с остальными.

Гениальность и феноменальность серии «Carceri d’invenzione» включают личность художника Джованни Баттиста Пиранези в контекст искусства и культуры последующих эпох — в частности искусства раннего авангарда. Влияние «Carceri» прослеживается в работах не только граверов, художников, рисовальщиков и архитекторов, но и в теоретических трудах по архитектуре, в литературоведении. За время интереса к «Фантастическим изображениям темниц» появилось бесконечное количество трактовок, которые и по сей день остается дискуссионными и открытыми для новых интерпретаций.