«Заколдованный портной»

  2023-01-23

23 января 2023 г. в Научной библиотеке открылась выставка литографий «"Заколдованный портной": к 120-летию со дня рождения художника, графика Анатолия Львовича Каплана».

На выставке представлены литографированные произведения из фондов Научной библиотеки Российской академии художеств. Экспозиция знакомит с автолитографиями, созданными по мотивам повести Шолом-Алейхема «Заколдованный портной». Появление этих листов потребовало многих лет напряженного труда. Замысел художника начал осуществляться еще в 1953 году, последние листы серии печатались в 1963. Передать содержание такого, сравнительно небольшого произведения, как «Заколдованный портной» А. Каплану удалось в форме сюиты, состоящей из более чем полсотни эстампов крупного формата. 

Его литографии обладают совершенно особенной художественной структурой, благодаря которой устанавливается сложное и непрямолинейное соответствие между ними и лежащим в их основе литературным текстом.

Каждый лист построен на сочетании двух планов, условного и реального, эти два смысловых и образных ряда – декоративно-орнаментальный и повествовательный проходят сквозь всю сюиту в тесном взаимопроникновении. Для серии характерно изобилие декоративных элементов. Каждый лист украшен причудливым обрамлением, согласованным с изображением в некое органическое единство.

В литографии очень сдержанно введен цвет. Основной рисующий тон – черный или темно-коричневый, дополнен серовато-голубым или пепельно-сизым, охристым или зеленым. В каждом листе цвета немного, но вся серия целиком производим впечатление большого колористического богатства.

Декоративный эффект обострен и подчеркнут. Декор, выполненный в духе традиционного еврейского орнамента, не только повышает выразительность формы, но и сообщает ей национальный колорит, служит напоминанием о духовном богатстве народа. Другая тема литографий – это непосредственно событийная линия рассказа, воплощенная в сценках, построенных на сюжетной основе. В этих изображениях нет цвета, художник намеренно оставляет их только черными или темно-коричневыми, помещая в красочные обрамления. 

Художник, следуя писателю, воссоздает перипетии главного героя. Рассказ движется мерно и неторопливо. Отдельными листами проходят перед зрителем портреты действующих лиц, включая козу и козла, затем пейзажи места действия, далее идут листы по мотивам каждой из глав. Постепенно нарастает драматическое напряжение. А. Л. Каплан подробно и обстоятельно прослеживает всю цепь событий повести, иногда совмещая на одном листе разновременные сюжеты. Но не столько иллюстративным истолкованием текста, сколько эмоциональным переживанием художника обусловлены графические изобразительные средства, выбранные для передачи различных нюансов настроений и чувств. Здесь нет распространенных в литографии приемов карандашного штриха или пятна-заливки. Автор выбрал другую особенность литографии – зернистость камня, которую он откровенно обнажает и подчеркивает, пользуясь ею для создания многообразных тональных градаций. Именно поэтому невозможно отчетливо разглядеть лица персонажей, они почти нигде не выступают крупным планом, не выражают своих чувств. Главным становится не трактовка отдельных образов, а общая напряженная, эмоционально насыщенная атмосфера, в которую погружены все образы.

Каждый художник индивидуален в своем видении мира и в своем отображении его. Каждый художник, который обращается к литературному произведению, уникален в его постижении и образном истолковании. Анатолий Львович Каплан привнес свое мироощущение и миропонимание в интерпретацию повести «Заколдованный портной» Шолом-Алейхема, подарив тем самым ей второе рождение и заново раскрыв литературные образы.