Тонкое искусство Цзяньчжи

  2023-05-24

24 мая 2923 г. в Научной библиотеке Российской академии художеств открылась иллюстративная выставка оригинальных бумажных вырезок «Тонкое искусство Цзяньчжи».  Слово «цзяньчжи» состоит из двух частей – первая половина «цзянь» переводится «резать, вырезать», вторая «чжи» – означает «бумага». Цзяньчжи (вырезание из бумаги) – традиционный вид народного изобразительного искусства Китая, основу которого составляет создание ажурных узоров из бумаги с помощью ножниц и резака.

Искусство бумажного орнамента встречается почти на всей территории Китая и пользуется большой популярностью у населения. Связано это прежде всего с простотой изготовления и доступностью материала. До изобретения бумаги во втором веке н.э., подобные узоры создавались с использованием листового золота и серебра, кожи, шелковой ткани, а в редких случаях и листьев деревьев.

Стремительное развитие искусство вырезания получило с появлением бумаги, достигнув расцвета в эпоху Тан (618 – 907 гг.). В этот период бумажные узоры использовались в производстве лакированной посуды, декорировании женских украшений для волос. Даже набивная ткань – «цзясе», существовавшая в это время своими орнаментами, походила на бумажные вырезки.

В эпоху Сун (960–1279), изящные произведения часто использовались при изготовлении фарфора. В гончарных мастерских в процессе глазурования, перед отправкой изделия в печь на обжиг, приклеивали сверху узор из бумаги. В период династии Сун существовал театр теней – «чжичуан инцзы», что переводится как «тени на бумажном окне». Бумажные вырезки, выполненные в стиле теневого театра, существуют до сих пор.

При династии Мин (1368– 644 гг.) на территории Китая повсеместно получили распространение фонари, обтянутые кисеей, между слоями которой закладывались бумажные орнаменты.

С началом правления династии Цин (1644–1911 гг.) декорирование бумажными узорами распространилось во многих сферах жизни людей. Среди сохранившихся с того времени примеров встречаются веера, трафареты для вышивки и оконные украшения. Вырезки из бумаги и сейчас приклеивают на двери и окна, стены и потолки. Ими украшают подарки, жертвенные предметы и подношения, мешочки с благовониями и подсвечники.

За свою долгую историю вырезание из бумаги обогатилось большим количеством разнообразных мотивов и сюжетных линий, среди которых встречаются народные верования, обряды, предания и праздники. Мастера из разных районов Китая и поныне создают произведения, отличающиеся своеобразным стилем и высокой техникой художественной обработки.

На выставке «Тонкое искусство Цзяньчжи» представлены уникальные бумажные вырезки из фондов Научной библиотеки, позволяющие прикоснуться к поэтической выразительности работ из провинции Шаньдунь, Чжэньцзян, Нанкин и Хэбэй. Созданные в начале XX века, красочные и разнообразные, эти хрупкие произведения занимают исключительное место в народном творчестве Китая, составляя великолепную главу книги истории национального искусства.

В фотогалерее представлены 13 красочных иллюстраций вырезок из бумаги провинций Шаньдун, Чжэцзян, Хэбэй уезда Вей и Нанькинские вырезки первой половина 20 века.