Томас Гейнсборо и английский портрет

  2022-07-04

4 июля 2022 г. в Малом читальном зале Научной библиотеки Российской академии художеств открылась выставка «Томас Гейнсборо и английский портрет. К 295-летнему юбилею со дня рождения художника».

Портрет является одним из наиболее популярных жанров английского изобразительного искусства. Как самостоятельная величина он возник в конце XVI – начале XVII вв., во многом благодаря деятельности иностранных мастеров-портретистов, работавших при королевском дворе: Ганса Гольбейна Младшего, Годфри Неллера, Антониса Ван Дейка. В меньшей степени нам известны национальные английские художники того времени. Самыми значимыми в истории остались имена Николаса Хиллиарда (1547–1619), мастера елизаветинской эпохи, и Уильяма Добсона (1611–1646), придворного живописца Карла II. Добсон создал серию портретов королевской семьи и их приближённых: его картины замечательны по своему техническому исполнению, блеску и передаче характеров моделей.

«Золотой век» английского портрета приходится на XVIII столетие, когда данный жанр освобождается от иностранных влияний и обретает характерные черты. Первым художником, отобразивший в своих картинах тип портрета новой эпохи, был Уильям Хогарт (1697–1764). Не оставив учеников и не создав школы, Хогарт стоит особняком среди творцов своего времени. В жанре портрета он был объективен и прямолинеен. Вопреки традиции, героями его картин становились не только люди из высшего света, но также представители среднего класса и простой народ, изображённые в сатирической манере.

Два наиболее выдающихся портретиста XVIII в. – Джошуа Рейнольдс (1723–1792) и Томас Гейнсборо (1727–1788) – жили и творили в одну эпоху. Во многом несхожие меж собой, они представляют в равной степени уникальные грани портретного искусства Англии. Рейнольдс, первый президент Королевской академии художеств в Лондоне, создал богатую галерею портретов аристократии своего времени. Его величественные картины, тщательно продуманные и исполненные, следуют преимущественно академическим нормам, зачастую включая в себя элементы драмы. Гейнсборо, живший преимущественно в провинции, обладал более поэтичной манерой и любил включать в свои картины пейзажные мотивы, уделяя большое внимание колористическому решению полотна и созданию нужной атмосферы. Художник умело передавал красоту и очарование своих моделей.

Д. Рейнольдс и Т. Гейнсборо внесли большой вклад в развитие английского портретного искусства, обогатив его новыми чертами, сделав его более одухотворённым и эмоциональным. С их помощью жанр портрета становится в стране национальным достоянием, а число художников-портретистов в стране было необычайно велико. Особенно популярными мастерами признавались Джордж Ромни (1734–1802), отдававший предпочтение сентиментальным женским и детским образам, а также Томас Лоуренс (1769–1830), работавший в первой четверти XIX в. Его творчество сохранило лучшие традиции XVIII столетия: картины мастера отличают выразительность, элегантность и богатство колорита.

На выставке, приуроченной к юбилею Томаса Гейнсборо, представлены репродукции с его картин, а также с произведений некоторых других английских художников, демонстрирующие разнообразие портретной живописи в Англии XVII – начала XIX в.