Образ «Ада» Гюстава Доре

  2022-02-14

Гюстав Доре, выдающийся французский художник, график, скульптор и иллюстратор, чье творческое наследие превышает восемьдесят тысяч рисунков. Особое место среди его работ занимают иллюстрации к шедеврам мировой литературы.

Один из самых впечатляющих образов Гюстава Доре – это иллюстрации к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия». Французский художник начал изучать поэму в 1855 году, и уже в 1861 году в известном парижском издательстве «Hachette был издан первый том с гравюрами к части «Ад», которые укрепили мировую известность мастера. Над изготовлением по рисункам художника ксилографий работало около 30 граверов, среди которых были такие известные ксилографы, как Адольф-Франсуа Паннемейкер, Анри-Теофиль Хильдибран и Уильям-Джеймс Линтон. Доски были выполнены в технике торцовой или тоновой гравюры, то есть для материала использовалась доска с поперечным срезом твердой породы дерева. Такая техника позволила достигнуть высокого уровня пластической выразительности, расширить приёмы линеарной трактовки и создавать плавные тоновые переходы. Серия ксилографий в дальнейшем выдержала множество переизданий, и до сих пор используется при оформлении подарочных изданий.

Листы, представленные на экспозиции в первой витрине, изображают Лимб, первый круг ада, в котором находятся некрещенные младенцы и добродетельные нехристиане, пребывающие в безболезненной скорби. Ксилографии наполнены меланхолией, которая пронизывает фигуры персонажей и романтический пейзаж. По мере погружения рассказчика и его проводника, Вергилия, в воронкообразную пропасть, нарастает атмосфера тревожности и безысходности, окружающее героев пространство постепенно утопает в бездне тьмы.

Ксилографии, изображающие от второго до шестого круга ада, невероятно динамичны, в фигурах читается сильное напряжение, определяющее характер всей композиции. Пространство земли с раскаленными каменными гробницами уходит в темноту, исчезая в бесконечности. Монументальность пейзажа, колоссальность масштабов и объемов начинает доминировать над человеческими фигурами и подавлять их. Пейзаж становится одним из персонажей поэмы. Динамичные линии переднего плана упираются в темную незыблемую массу скал, в глубине которых зиждется леденящий душу мрак.

В последней витрине представлены гравюры с изображениями девятого круга ада, — места где томятся предатели, вмерзшие в ледяное озеро Коцит. Художник очень тонко трактует гладкую поверхность льда «озера, подобного стеклу», окруженного мрачными скалами. Место, являющееся последним кругом ада и дном воронки, изображено без открытых сцен с насилием и деструкцией человеческого тела. Гравюры к концу произведения экспрессивны именно благодаря неизвестности, которая таится подо льдом и в темноте. В поэме рассказчик проводит дни в безмолвии, поглощенный морозом, чувством скорби и ужаса. Гюстав Доре передает общую атмосферу ужасающей тишины, которую иногда нарушают редкие стоны застывших грешников.

Гюстав Доре создал уникальный образ эсхатологического видения Данте, воплощенный в 75 гравюрах крупного формата (42х33 см), каждая из которых является самостоятельным произведением искусства. «Ад» Гюстава Доре — это место, которое существует аналогично земному миру, наполненное ужасом, страхом и страданием. Именно такой буквальный образ создает прочную взаимосвязь между человеком и его вечным собственным адом и трактует одну из главных мыслей литературного произведения. Художник очень точно передает те чувства, которые испытывает рассказчик, по мере погружения в круги ада. Визуальный язык Густава Доре очень доступен для прочтения, что позволяет зрителю полностью погрузиться в отрефлексированный художником тщательно проработанный мир.