Мосты и набережные Петербурга

  2024-07-04

Несмотря на то, что поначалу строительство мостов в новой морской столице – Санкт-Петербурге – было запрещено, первые наплавные мосты появились в городе уже в самом начале XVIII века, в крепости.  Первые мосты были плашкоутными, основой конструкции служили деревянные плавучие опоры, «выстроенные» вдоль русла реки и связанные между собой, на них возводили деревянный настил, а часть подобного сооружения отводилась в сторону для пропуска кораблей. Последний мост плашкоутной конструкции через Неву (Дворцовый) простоял до 1916 года. Позднее их сменили деревянные подкосные или балочные конструкции на деревянных свайных опорах, они сохранялись в мостостроении до конца XX века. Сегодня деревянные опоры имеет только один мост – Иоанновский, где они были сохранены как историческое свидетельство того, как выглядел мост в первых десятилетиях существования города. При строительстве первых набережных города также использовались деревянные конструкции (Петровская, Университетская набережные), подобным образом укрепляли берега каналов и в XIX веке.  Во второй половине XVIII века в связи с проектом по благоустройству первых гранитных набережных Невы началось строительство каменных арочных мостов через каналы и реки, прилегающие к Неве. Первый постоянный металлический мост украсил русло Невы только к середине XIX века (Благовещенский мост).

К середине XX века гранитные набережные оформили очертания Невы, малых рек и каналов города, а мосты соединили острова дельты Невы в единое целое. Мосты  и набережные обогатили образ города: ажурные чугунные решетки ограждения, фонари, каменные устои, украшенные скульптурами, плавные соединения устоев мостов с каменными набережными, пологие или крутые линии спусков.  Многие художники запечатлели в своих произведениях Неву, а в XIX веке к ним присоединились и фотографы.

Мы представляем вашему вниманию фотографии мостов и набережных Петербурга конца XIX – первой половины 20 века.  Несколько фотографий, сделанных до 1917 года, представляют, как выглядели деревянные мосты города: Дворцовый, Тучков, набережная Введенского канала. Основная часть фотографий, представленных на выставке, – работы фотокорреспондентов Ленинградского отделения Телеграфного агентства Советского Союза (ЛенТАСС), созданные в 1935–1940-х годах. Ленинградское отделение ТАСС создано 19 января 1935 года,  главной задачей отдела фотоинформации являлось проведение фотосъёмок всех важнейших текущих событий, происходивших в Ленинграде и Ленинградской области, изготовление  негативов  и передача их в фотохронику ТАСС и местную печать.  Конечно же, реконструкция старых и строительство новых мостов и набережных являлось важным событием для города.

На фотографиях – мирный город, довоенный и послевоенный. Корреспонденты, снимавшие эти кадры, в разное время становились сотрудниками ЛенТАСС. Некоторые фотографы начали работать еще до войны, участвовали в Ленинградской фотовыставке 1936 года: Г.И. Чертов, Н.П. Янов, Э.М. Хайкин, В.Г. Федосеев.  Их работы были опубликованы в альбоме «Мастера фотографии» в 1938 году. Автор вступительной статьи альбома уже тогда заметил, что ленинградские фотографы склонны к работе в пейзажном жанре, к любованию «старыми, общеизвестными красотами города», и в меньшей степени стремятся отобразить современную жизнь города. В альбом вошли 6 видов Ленинграда, из них один – пейзаж В.Г.Федосеева.

В период Великой Отечественной войны многие фотографы, чьи работы представлены на выставке, несли службу в качестве военных корреспондентов: Р.А. Мазелев, А.М. Перевощиков, Г.И. Чертов, Б.В. Уткин, некоторые потом возвращались и продолжали работать в Ленинграде, продолжая вести мирную фотолетопись города.