Академический устав 1764 года

  2022-11-28

4 ноября 1764 года Екатерина II утвердила «Привилегию и Устав Академии трех знатнейших художеств – живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем». Привилегия начиналась словами, определившими основную задачу Академии: «Мы Екатерина Вторая между многими Государству полезными учреждениями возымели Мы попечение и о воспитании Российского юношества…».

Устав и Привилегия определили структуру и состав Академии и Воспитательного училища, полностью регламентировали систему обучения, воспитания, формы управления, права служителей и учеников. Согласно уставу, главную власть имел «президент обще с собранием», где вопросы решались большинством голосов.

Устав систематизировал и узаконил права художников. Привилегия, данная Академии, утверждала право художника, окончившего Академию, быть навечно со своими потомками свободными, не позволяла принуждать без согласия самого художника к службе; Академия разрешала своим выпускникам обращаться в защите их прав, запрещалось без ведома Академии держать под стражей.

Вместе с утверждением академического устава был утвержден устав заводимого при Академии художеств училища, подготавливающего кадры для Академии. В соответствующих разделах помимо правил приема воспитанников, обозначено деление на классы, прописаны основные обязанности инспектора и его помощника, определены сроки проведения экзаменов и особо отмечены принципы ведения педагогического процесса: «строгость проявлять с умеренностью, весьма остерегаться изъявлять суровость…» и «…приохочивать детей к учению пристойной кротостью, ласкою, паче всего возбуждать в них охоту к рисованию и к чтению книг…». Поэтому среди прочего, уставом предписывалось учредить и содержать собственную свою типографию и публичную библиотеку.

Отпечатаны Устав и Привилегия были в Санкт-Петербурге при Императорской Академии наук 9 июня 1765 года и переведены на французский и немецкий языки. Издание украшено гравированным изображением профильного портрета Екатерины II, заставками и концовками аллегорического содержания, выполненными граверами – Г.Ф.Сребреницким, Д.Ф.Герасимовым и Н.Я.Колпаковым.