К перекрестному году России и Японии. 2018 год. Цветная ксилография – Укиё-э

  2018-04-16

Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – Укиё-э – уникальное художественное явление в истории мирового искусства, возникновение и развитие которого происходило в период, получивший название эпохи Эдо (1603-1868 гг.).

Техника печати с деревянных досок японцы заимствовали из Китая около VII века н.э. вместе с распространением буддизма. Печать использовалась при изготовлении чёрно-белых оттисков с изображениями различных буддийских святых и при иллюстрировании текстов сутр, но своего подлинного расцвета ксилография достигла лишь в XVIII–XIX столетиях.

Искусство укиё-э, возникнув одновременно с новыми направлениями в литературе (хайку – поэзия, укиё-дзоси – проза «повести из нашей жизни»), обратилось к новой технике – ксилографии. В этой технике печатали иллюстрации к книгам, поздравительные открытки (суримоно), театральные афиши, календари, рекламы чайных домов и путеводители. Гравюрами украшали веера (утива-э), столбы и раздвижные стены домов. Возникли новые сюжеты и жанры: изображение борцов сумо, прославленных актеров  и сцен из пьес театра Кабуки (якуся-э), красавиц, как правило, куртизанок и гейш (бидзин-га), эротические сцены (сюнга – «весенние картинки»). Традиционные жанры – пейзаж (фукэй-га), живописные изображения цветов и птиц (катё-га) – меняют свою форму и содержание. Главное отличие укиё-э от предшествовавшего искусства в том, что гравюра на дереве благодаря своей тиражности (с одной деревянной доски в конце XIX века печатали около 200 гравюр, иногда больше) и дешевизне, была доступна самым широким массам и превратилась в неотъемлемую часть жизни горожан.

Родоначальником японской гравюры принято считать Хисикава Моронобу (1618-1694), работавшего в иллюстрации и станковой гравюре.

Первые японские ксилографии были монохромными – сумидзури-э - ранние черно-белые гравюры, напечатанные с одной доски черной краской суми, получаемой из сажи и клея.

Позже, художник и издатель книг и альбомов Окумура Масанобу (1686-1764) не только первый применил лак для печати, тиснение и фон из порошка слюды, но и ввел печать в два цвета – розовый и зеленый (бани-э).

Создателем первых полихромных гравюр – нисики-э, «парчовые картинки» (около 1765 г.) называют Судзуки Харунобу (1725-1770). Первоначально Харунобу печатал с трех-четырех форм, затем увеличивал до семи-девяти досок, используя при этом тиснение по влажной бумаге, печать золотым и серебряным порошком.

Конец XVIII – начало XIX веков, время таких мастеров, как Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (годы творчества 1794-1795), Тёбунсай Эйси (1756-1815), Кубо Сюиман (1757 – 1820) и другие. Одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж. На выставке представлено репринтное издание одного из художников этого жанра Кацусика Хокусая (1760-1849).

Вторая половина XIX века ознаменовалась переходом от самурайской системы управления в лице сёгуната к прямому императорскому правлению в лице императора Муцухито и его правительства – Революция Мэйдзи. К этому периоду относится  представленная на выставке серия гравюр «Красавицы и цветы» - Bijin hana kurabe мастера Огата Гекко (1859-1920).

Во второй половине XIX века в Японии начинает развиваться фотография. Фотография впервые появилась в Японии в 1646 году вместе с голландскими путешественниками в виде камеры-обскуры. Следующая встреча с фотографическими технологиями состоялась уже в середине XIX века, когда под напором западно-европейских держав Япония отказалась от самоизоляции и открыла свои порты для европейцев и их технических достижений. В 1853 году Элифалет Браун, официальный фотограф экспедиции под началом Меттью Перри впервые осуществил съемку видов Японии.

Первое ателье было открыто в Йокогаме европейцами Феличе Беато и Адольфо Фарсари в 1863 году. Фотографические заведения умножались так же быстро, как это происходило чуть раньше в Европе и Российской империи. Уже в 1860-х годах крупные города Японии насчитывали десятки фотоателье.

Представленные на выставке фотографии относятся к периоду Мэйдзи, изготовлены приблизительно в 1870-1880-х годах. Это серия раскрашенных фотографий видов синтоистского святилища Никко Тосё-гу в городе Никко – предположительно работы фотографа Кусакабэ Кимбэй (1841-1932).

Выставка гравюр укиё-э и редких фотографических отпечатков из фондов Научной библиотеки, приуроченная к проведению перекрестного года России и Японии (2018 г.) помогает не только соприкоснуться с японской системой ценностей и эстетических взглядов, принципов, но и вдохновляться красотой этого уникального искусства, пробуждать интерес к традиционной японской культуре.