Соразмерность и гармония. Технические науки на службе изящных искусств

  2021-11-01

Равным образом соразмерность есть стройная гармония отдельных членов самого сооружения и соответствие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную. Как в человеческом теле евритмия получается благодаря соразмерности между локтем, ступней, ладонью, пальцем и прочими его частями, так это бывает и в совершенных сооружениях. Так, прежде всего, в храмах соразмерность вычисляют или по толщине колонны, или по триглифу, или еще по эмбату, в баллисте — по отверстию в ее капители, которая называется у греков περι-ρητος, в кораблях — по промежутку между уключинами, называемому διαπηγμα, а в других сооружениях — также по их членам.

(Витрувий. Десять книг об архитектуре. Кн.I.Гл.II.4)

Трактат «Десять книг об архитектуре» древнеримского архитектора, ученого и инженера Марка Витрувия Поллиона — без сомнения один из самых фундаментальных античных трудов. Он оставался актуальным для архитекторов вплоть до XIX века. В его работе постулируется обязательное знание технических и естественных наук для мастеров архитектуры. Для Витрувия архитектура – это взаимодействие технических наук и искусства. Важнейшей категорией эстетики, которая выносится на изучение в труде, является учение о гармонии. «Десять книг об архитектуре» — это работа, вызывающая интерес, как с точки зрения истории архитектуры, так и изучения истории эстетики. Большая популярность работы привела к появлению многочисленных адаптаций и переводов на различные европейские языки. На экспозиции представлены фрагменты теоретических трудов, изданных в XVI-XVII веках.

Для Витрувия именно понятие соразмерности занимает главное место в его эстетической концепции. Сама соразмерность в трактате подчиняется двум правилам — исчисляемые математические пропорции и гармоническое расположение частей. Это корреллирует с популярной в эпоху Возрождения идеей о соразмерности объективной гармонии мира и субъективной гармонии. Несомненно, главным приложением к этой теории в трактате Витрувия является изображение человека с раскинутыми руками, вписанного в круг и квадрат, что по мнению автора являлось доказательством теории о совершенстве человеческих пропорций.

В галерее представлены цифровые копии гравюр с изображением «витрувианского человека» из трех публикаций «Десяти книг об архитектуре». Иллюстрации для каждого издания выполнялись разными художниками и граверами.

Отдельного внимания заслуживает французское издание «Десяти книг об архитектуре» Витрувия, напечатанное в 1684 году в Париже. Экземпляр из собрания Научной библиотеки Российской академии художеств происходит из личной библиотеки архитектора Огюста Монферрана, чья подпись и экслибрис присутствуют на титульном листе.

Также на выставке представлены гравюры из трех вариантов трактата: изображения устройства общественных зданий — форумы и базилики (Кн. V), а также иллюстрации устройства механизмов из последней книги «Основы механики», которые также оказываются подчинены главному для Витрувия принципу соразмерности.

Выставка охватывает важнейшие книжные памятники XVI-XVII веков, в которых нашло отражение учения о гармонии, которая подкреплялась математическими расчетами и экстраполировалась на теорию архитектуры, строительства, а также механику.