Лубок. Сохраняем культурное наследие. Опыт реставрации произведений графики

  2017-07-14

14 июля 2017 года в Парадном зале Научной библиотеки при Российской академии художеств открылась выставка «Лубок. Сохраняем культурное наследие. Опыт реставрации произведений графики». На выставке экспонируются  восстановленные после реставрации народные картинки – творениям безымянных народных мастеров, получившим название "лубок".

Лубок – один из видов графики, отличающийся простотой и доступностью образов: лаконизмом изобразительных средств, развернутым повествованием с пояснительными надписями.

Самые древние лубки были известны еще в Китае и до VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе народная гравюра появился в XV веке, почти одновременно с печатной традицией. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии, которая позже пополнилась листами, выполненными на меди и литографским способом.

История народной картинки в России начинается с XVII века, когда она служила украшением и избы крестьян, и царских хором. Позднее, в XIX веке, лубочные картинки становятся достоянием городских низов и крестьянства, которым они заменяли и книгу, и песенник, и отчасти газету.

В народе имели хождение и другие названия лубка: в XVII веке их называли «потешными листами», в XVIII веке лубок широко и разнообразно представлен – «печатными листами», «московскими картинками», «панками», «забавными историческими листами». 

Первые лубки в России, бытовавшие как произведения анонимных авторов, печатались в начале XVII века в типографии Киево-Печерской лавры. Мастера резали вручную и картинку, и текст на гладко-струганной, шлифованной липовой доске, оставляя выпуклым текст и линии рисунка. Далее особой кожаной подушечкой – мацой – на рисунок наносили черную краску из смеси жженого сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и вместе зажимали в пресс типографского стана. Полученный оттиск затем раскрашивался от руки в один или несколько цветов. Этот вид работы, часто поручавшийся женщинам, в некоторых областях именовался «мазней по носам» – раскраской с учетом контуров.

Пик популярности лубка приходится на XIX век, когда продавцы называли их «простровики» с подразделением на «праздники» – изображения святых:  «Николай Чудотворец», «конницу» – лубки с изображением всадников, особенно распространившихся после Отечественной войны 1812 года, например, «Храбрый Генерал майор Сеславин» и «балагурник» – потешные лубки, карикатуры, побаски: «Мыши кота погребают, летнее». За каждым из этих названий стоит свой смысл, в них отражено содержание картинок, их назначение, или качество и способ производства, происхождение торговцев – «суздальские картинки» и др.

Термин «лубок», вначале только применительно к лубочной картинке, стал входить в широкое употребление в 1820 – 1830-е годы, возможно благодаря работам первого исследователя русских народных картинок – профессора Московского университета И.М. Снегирева. Крупнейший исследователь и издатель лубочных картинок Д.А. Ровинский определил их как «русские народные картинки». В XX веке к определению "лубок" прибавились словосочетания «народный лубок» и «народная гравюра».

Литературные и изобразительные сюжеты лубочная картинка брала в иконе, фреске, в рукописных сборниках фацеций (небольшие юмористические рассказы) XVII–XVIII вв., в рыцарском переводном романе «Юлия увенчивает Ромео», в сказках и песнях, например, «Чем тебя я огорчила, Ты скажи, любезный мой?», в литературной «классике», позднее – в газетных и журнальных текстах. Собрание лубочных картинок Научной библиотеки при Российской академии художеств, дает возможность познакомиться с подлинными образцами этого особого вида искусства, оценить необыкновенное разнообразие его тематики.

На выставке представлены листы самых разных жанров и тематики, которые теперь, благодаря проведенной реставрации, способны и впредь противостоять разрушительному воздействию времени, чтобы и дальше знакомить зрителей с богатым, специфичным, звучным и безоглядно смелым, почти революционным миром лубка.