Русская революция на страницах газет и журналов 1917–1918 гг.

  2017-11-01

С 1 ноября по 10 ноября 2017 года в Парадном зале Научной библиотеки при Российской академии художеств проходила выставка, посвященная периодическим изданиям в годы Русской революции  «Русская революция на страницах газет и журналов 1917–1918 гг.».

Эпохальные переломные периоды в истории любого государства сопровождаются всплесками активной общественной жизни, которые находят свое выражение на страницах периодической печати. В эти периоды особенно востребованными становятся сатирические журналы.

В период Первой русской революции выходило много разнообразных газет и журналов, несмотря на жесткую цензуру. Суды штрафовали издателей и редакторов, приостанавливали деятельность издательств или закрывали их вообще, однако некоторые издания возрождались вновь под чуть измененными названиями.

После Февральской революции цензура была упразднена. С марта по октябрь 1917 года не существовало вообще никаких ограничений, в связи с этим возникли условия абсолютной свободы в сфере печати: продолжали выходить ранее учрежденные журналы, появлялись и новые.

Коллекцию сатирических журналов 1917–1918 гг. из фондов Научной библиотеки при Российской академии художеств, представленных на выставке, можно разделить на три политических направления:
   правое – журналы «Пугач», «Искры»;
   либерально-буржуазное – журналы «Барабан», «Стрекоза», «Бич», «Эшафот», «Гильотина», «Аргус»,
   «Бинокль», «Ванька-Встанька»; 
   левое – журналы «Крамольник», «Красная колокольня», «Пламя».

После прихода к власти большевиков печать стала орудием господствующего класса, неприкосновенность которого гарантировала сила вооруженного народа. Советская власть специальным Декретом о печати от 23 декабря 1918 г. приняла решительные меры против контрреволюционной прессы. Цензурные полномочия получил Военно-революционный комитет. К концу 1918 года только в Москве и Петрограде было закрыто 337 периодических изданий (150 в Москве и 187 в Петрограде).

В число этих изданий, квалифицированных новой властью как «буржуазные и мелкобуржуазные», попал и аполитичный журнал «Аполлон». Поводом для его закрытия послужили статьи, где высказывалось всего лишь беспокойство о том, что новая власть уничтожает искусство. Статьи были написаны в дни разгрома дворцов и музеев в Петрограде и артиллерийского обстрела Кремля в Москве. К таким статьям были были отнесены так называемые «провокационные» публикации искусствоведа, критика, художника Александра Александровича Ростиславова (1860-1920), а именно, статьи «Октябрьские события» (Аполлон, № 6-7, 1917) и «Революция и искусство» (Аполлон, № 8-10, 1917).

Всякая возможность возрождения прессы, идущей в разрез с политикой большевиков, к концу августа 1918 года была полностью ликвидирована. Пресса контрреволюционной интеллигенции нашла свое прибежище в стане Белой армии, а затем эмиграции.