Антонис Ван Дейк. Иконография

  2021-12-20

Выставка «Антонис Ван Дейк. Иконография» посвящена творчеству одного из выдающихся фламандских художников, замечательного мастера портретной живописи XVII столетия, блестящего колориста, рисовальщика и офортиста – Сэра Антониса Ван Дейка (1599 – 1641).

На выставке представлены графические портреты, относящиеся к серии гравюр, которая известна как «Иконография».

Первоначальное художественное образование Антонис Ван Дейк получил у Хендрика ван Балена, декана гильдии Святого Луки, позже, в 1617 – 1620-х годах сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом. В 1620 году Ван Дейк переехал в Англию и поступил на службу при королевском дворе Иакова I. В этом же году отправился в Италию, и после посещения Рима и Венеции обосновался в Генуе. В конце 1627 года Ван Дейк вернулся в Антверпен, где стал придворным художником испанской наместницы инфанты Изабеллы, эрцгерцогини и правительницы Южных Нидерландов. С этого момента начинается, так называемый Антверпенский период (1628 – 1632) в творчестве мастера.

Портреты Антверпенского периода отличаются глубоким вниманием художника к индивидуальным особенностям моделей, умело сочетающимся с репрезентативными композиционными приемами. Именно в годы, проведенные в Антверпене, у Ван Дейка возникает замысел масштабного проекта по созданию цикла гравированных портретов выдающихся современников. Такая идея не являлась новой, коллекции гравированных портретов составлялись многими европейскими издателями. Самая ранняя серия портретов в Нидерландах,  в которую входили изображения известных людей, – работа Доменика Лампсония «Притчи некоторых известных художников из Нижней Германии», 1572 года (Domenicus Lampsonius ‘Pictorum aliquot celebrium Germaniae inferioris effigies’). «Иконография» Ван Дейка прекрасно вписывалась в традицию портретных серий, однако главное ее отличие состояло в том, что все портреты должны были быть созданы только одним художником.

Работа над серией началась примерно в 1627 году и продолжалась до 1636 года, некоторые отдельные листы гравюр распространялись издателем Мартинусом ван ден Энденом с 1632 года. Портреты, входящие в серию, можно разделить на три категории: монархи и полководцы (шестнадцать), государственные деятели и ученые (двенадцать), художники и знатоки (пятьдесят два). Художники, скульпторы, архитекторы и граверы изображены во многом как ученые. Они исполнены достоинства и уверенности в себе и соответствуют гуманистическому идеалу виртуоза, ключевому понятию шестнадцатого и семнадцатого веков, которое было изложено Бальдассаре Кастильоне в его книге “Придворный” 1528 года.

К созданию цикла гравированных портретов Ван Дейком были привлечены лучшие мастера. Граверы Паулюс Понтиус и Лукас Востерман вместе выполнили львиную долю портретов в Иконографии: они сделали тридцать и двадцать две, соответственно, из общего числа восьмидесяти проданных пластин с адресом издателя Мартинуса ван ден Эндена. Другими участниками были Питер де Йоде Младший, Схелте Адамс Болсверт, Роберт ван Фёрст, Виллем Хондиус, Якоб Виллемс Делфт, Корнеллис Галле и Николас Лауэрс. Некоторые из них изображены в серии. Ван Дейк запечатлел впечатляющий портрет Лукаса Востермана, в то время как Питеру де Йоде, Роберту ван Фёрсту и Виллему Хондиусу было разрешено вырезать свое собственное изображение, жест, благодаря которому появилось несколько вдохновенных отпечатков. Сам Ван Дейк выполнил в технике офорта восемнадцать портретов.

В 1632 году издателем Мартинусом ван ден Энденом было выпущено первое издание серии. Впоследствии, после смерти Антониса Ван Дейка, доски были проданы Гиллису Хендриксу, который в 1645 году выпустил новое издание – «Icones principum virorum doctorum, pictorum, chalcographorum, statvariorum nec non amatorum pictoriae artist numero centum ab Antonio Van Dyck pictorae ad vivum expresae eivsq: sumptibus aeri incisae. Antwerpia. Gillis Hendricx excudit anno 1645». До конца XVIII столетия серия, получившая отныне название «Иконография», претерпела еще десять изданий.

Влияние «Иконографии» на развитие искусства портретной живописи и гравюры последующих эпох трудно переоценить. Созданный Ван Дейком тип аристократического портрета, сочетающий парадные традиции и личную проницательность, особую одухотворенность образов и изящество композиционного построения во многом определил историю последующего развития прежде всего западной портретной живописи и гравюры. Позы, в которых Ван Дейк изображал своих моделей, бесконечно заимствовались художниками XVIII – XIX веков, а студенты как европейских, так и отечественной академий художеств оттачивали свои навыки, копируя гравюры и полотна Сэра Антониса Ван Дейка.