Античная скульптура

  2022-01-24

В конце января в Большом читальном зале Научной библиотеки открылась выставка «Античная скульптура».

История скульптуры уходит корнями в глубокую древность. Самые ранние памятники ведут своё происхождение из каменного века. В культуре цивилизаций древнего мира скульптура находилась в тесной связи с зодчеством, служа её дополнением и украшением. Особое место в художественном наследии древности занимает искусство античного мира. Скульптура Древней Греции и Рима в течение многих веков считалась высочайшим достижением культуры и образцом для подражания многих поколений художников.

Изучение античной скульптуры было основополагающим элементом образования во всех европейских академиях, начиная с эпохи Возрождения. С первых лет основания Императорской Академии художеств скульптура наряду с архитектурой и живописью являлась одним из «трёх знатнейших художеств». Рисование и лепка с натуры, а также копирование с античных образцов являлось обязательным этапом в процессе обучения художников всех специальностей. Академия художеств обладала уникальной коллекцией гипсовых слепков памятников Древней Греции и Рима, снятых непосредственно с оригиналов.

Научная библиотека располагает значительным собранием литературы, посвящённой античной скульптуре, в том числе редкими изданиями конца XIX - начала XX в. Одно из таких изданий – серия научно-популярных альбомов «Памятники греческой и римской скульптуры» («Denkmäler Griechischer und Romischer Sculptur»), избранные листы из которых представлены на выставке. Серия издавалась в Мюнхене в издательстве «Искусство и наука» Фридриха Брукмана с 1888 по 1913 гг. и содержала в себе уникальный на тот момент иллюстративный материал в виде фототаблиц, включавших наиболее важные памятники античной скульптуры в новых атрибуциях и точном художественном воспроизведении. Такие таблицы долгое время служили главным пособием при университетском преподавании древнего искусства. Автором статей и комментариев к первым томам серии выступил немецкий археолог и историк искусства Генрих Брунн (1822-1894), после дело продолжил его ученик Пауль Арндт (1865-1937).

Простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения, сознание ценности и красоты человеческой личности – всё это определяет непреходящую силу античной скульптуры. Памятники Древней Греции и Рима оставили неизгладимый след в мировой истории, сохраняя свою значимость и в наши дни.