Специализированные справочные издания XVIII-XIX вв.

  2021-03-23

«Прежде чем делать открытие – загляни в справочник»

                     Владимир Иванович Савченко (1933–2005), русский писатель-фантаст

23 марта 2021 г. в Научной библиотеке открылась выставка «Специализированные справочные издания XVIII-XIX вв.» Основное назначение справочной литературы заключается в суммировании накопленных человечеством научных и практических знаний разнообразного характера. Появление энциклопедий в современном понимании этого слова относится к Новому времени. При этом выделение новых направлений в науке способствовало тому, что стали востребованы специализированные справочники. Рассмотрим такого типа издания XVIII–XIX вв. на русском и иностранных языках, использовавшиеся воспитанниками Академии – будущими живописцами, скульпторами, архитекторами и граверами.

Одним из первых в академическую библиотеку поступил «Словарь гражданской и гидравлической архитектуры…» («Dictionnaire d’architecture civile et hydraulique…») Огюстена-Шарля д’Авиле (Augustin-Charles d'Aviler, 1653–1701), который является частью коллекции Ивана Ивановича Шувалова (1727–1797), основателя и покровителя Академии художеств. В предисловии к посмертному изданию (1750 г.) подчеркивается, что способ подачи сведений в алфавитном порядке является «лучшим» ввиду легкости анализа специфического материала и удобства его расположения. Также в нём отмечается важность точности передачи определений всех терминов, относящихся к данному искусству, с опорой на мнения учёных и историю каждого вопроса.

Наибольший интерес из специализированных справочников на русском языке XVIII в., находящихся в Научной библиотеке Российской академии художеств, представляют собой издания по толкованию символов. Один из них − «Емвлемы и символы избранные…» является переизданием книги, первоначально напечатанной в Амстердаме в 1705 г. по распоряжению Петра I. Переиздание 1788 г., «много против прежнего исправленное, умноженное и украшенное», по словам автора предисловия, «могло послужить не токмо к пользе учащих и учащихся рисовальному, гравировальному и живописному искусствам; но и не неприятно покажется многим любопытным, естественной и гражданской истории любителям…». Для каждой из 840 эмблем дано пояснение, а также девиз (символ) на русском, латинском, французском, немецком и английском языках.

Также есть два издания «Иконологического лексикона, или руководства к познанию живописнаго и резнаго художеств, медалей, эстампов  и проч. с описанием, взятым из разных древних и новых cтихотворцев» Оноре Лакомб де Презель (Honoré Lacombe de Prezel, 1725–1790), переведtнные Иваном Акимовым (1724–1805). Обе книгии имеют посвящение наследнику престола великому князю Павлу Петровичу (1754–1801). В словаре дано толкование принятым в искусстве аллегориям и символам, он предназначен для художников и поэтов.

Среди других иностранных книг можно выделить справочники на итальянском, французском и английском языках. «Художественная азбука» («L’abecedario pittorico») Пеллегрино Антонио Орланди (Pellegrino Antonio Orlandi, 1660–1727), три варианта издания которой (вторая треть XVIII в.) имеются в Научной библиотеке РАХ, содержит информацию о многих итальянских и европейских художниках, скульпторах и архитекторах, а также копии монограмм гравёров, собранных автором издания. В справочном издании 1753 г. «Этимологический словарь архитектурных терминов...» («Dictionnaire etymologique des termes d'architecture…»), по словам его автора, Дени-Франсуа Гастелье де Ла Тура (Denis-François Gastelier de La Tour, 1709–1781), представлено «все, что удалось обнаружить, и о чем нет информации в других книгах по архитектуре». В отдельном разделе имеется описание драгоценных камней, которое, по мнению Д.-Ф. Гастелье де ла Тура, необходимо представить потому, что они используются для украшения некоторых частей облицованных зданий.

Если в XVIII в. в специализированных справочных изданиях информация была представлена в достаточно ёмком виде, то в XIX в. она нередко приобретала более развёрнутый научный характер. Так, труд Пьера Мари Го де Сан-Жермена (Pierre Marie Gault de Saint Germain, 1754 – 1842) 1818 г. «Путеводитель для любителей полотен немецкой, фламандской и голландской школ» («Guide des amateurs de Tableux pour les écoles Allemande, Flamande et Hollandoise») содержит примечания к предисловиям первого и второго томов и некоторым статьям. Особенностью данного издания следует считать наличие информации о художниках, которые работали в манере живописцев вышеперечисленных школ или имитировали её.

Неоднократно в XIX в. переиздавались с исправлениями и дополнениями переработанные ещё во второй половине XVIII века Хорасом Уолполом (Horace Walpole, 1717–1797) заметки Джорджа Вертью (George Vertue 1684– 756) о художниках, живших и работавших в Англии («Anecdotes of painting in England…»). В Научной библиотеке РАХ имеется трехтомное издание 1862 г., в котором можно найти биографии и особенности творчества малоизвестных живописцев, миниатюристов, граверов, архитекторов, скульпторов. В свою очередь, преимущество энциклопедии по садоводству («An encyclopaedia of gardening…»), в которой имеется большое количество текстовой и графической информации – рисунки и планы – о садово-парковой архитектуре, заключается как в наличии подробных статей, так и в предметной, а не алфавитной, систематизации материала, что отвечало, по словам автора работы, Джона Клодиуса Лаудона (John Claudius Loudon, 1783–1843) «современному…состоянию науки». Эта энциклопедия также имеет несколько изданий, на выставке представлено издание 1871 г.

Продолжался выпуск справочников, в которых предоставлялись краткие и исчерпывающие сведения по определенным вопросам. В частности, в труде Адольфа Сире (Adolphe Siret, 1818– 888) о художниках разных школ («Dictionnaire historique des peintres de toutes les écoles…»), вышедшем в 1866 г., имеется лишь несколько больших справок, самая детальная из которых о П.П. Рубенсе. Издание Теодора Гёди (Théodore Guédy, 1837– ?) 1892 г., посвященное художественным школам разных стран Европы и имеющее приложение с монограммами («Dictionnaire universel des peintres…»), содержит небольшие вступительные статьи и краткие справки о художниках. При этом разделы имеют разные объемы, самый большой из них о художниках Франции.

На online-выставке отражены наиболее примечательные специализированные справочные издания из богатого собрания справочной литературы в фондах Научной библиотеки.