Русская графика 1928–1940 гг.

  2025-07-10

10 июля 2025 г. в Большом читальном зале Научной библиотеки открылась выставка «Русская графика 1928–1940 гг.».

Русская книжная и станковая графика конца 1920-х – начала 1940-х гг. — один из самых ярких периодов в истории русского изобразительного искусства. С первых шагов развития советского искусства в 1920-х гг. определился боевой, публицистический характер русской графики, её тесная связь с событиями дня, широкий диапазон деятельности её мастеров. В советское время получили новые стимулы к росту и полноценное развитие все виды графики — политический и рекламный плакат, карикатура, книжная графика, рисунок, гравюра. Графика вошла в быт людей как живое, преисполненное активности искусство. Её обращение к традициям мирового реалистического искусства постепенно приобретало зрелость и широту, её новаторские черты возникали в ходе агитационно-массовой работы плакатистов и сатириков, в сложном развитии искусства книги, станкового рисунка и эстампа.

Художники конца 1920-х – начала 1940-х гг. достигли высокого уровня мастерства в области книжной иллюстрации. Оформление книг вышло на новый уровень. Это было связано и с ростом тиражей изданий, и с развитием технологии печати. Оформление книги в 1930-х гг. заключалось не просто в декоративных украшениях обложки или страниц: важно было построить цельный художественный образ произведения, создать гармонию внешнего и внутреннего облика книги. Совершенства в этом достиг В. А. Фаворский. Художники также открывают для себя новые возможности в области гравюры. В произведениях В. В. Лебедева, Н. А. Тырсы, В. М. Конашевича можно увидеть высокий уровень мастерства во всех его проявлениях, от ясного ритмичного строя композиции и тщательной проработки деталей до общей поэтической цельности образов. В области рисунка известен целый ряд блестящих советских художников. Они придали этому виду графики продуманную, лаконичную форму, полную живой поэтической красоты и силы. При несомненной стилистической общности каждый автор обладал своим собственным узнаваемым почерком. В рисунках Н. Н. Купреянова и С. В. Герасимова, Г. С. Верейского и А. А. Дейнеки заключен подлинный и глубокий реализм видения и ощущения мира, любовь к природе во всём богатстве её проявлений, смелость и точность наблюдения за натурой.

На выставке представлены репродукции из альбома «Русская графика 1928–1940 гг. Рисунок. Эстамп. Книга», вышедшего в московском издательстве «Искусство» в 1972 г. На их примере можно увидеть разнообразные техники и стили, в которых работали художники конца 1920-х – начала 1940-х гг., и проследить основные этапы истории развития советского искусства графики того периода.