2 октября 2025 г. в Научной библиотеке открылась онлайн-выставка «Офорты Жака Калло (1592–1635) в собрании Научной библиотеки».
Отчего, дерзновенный искусник, не могу я отвести взора от твоих диковинных фантастических листков? Отчего не дают мне покоя твои создания, часто лишь 2-3 смелыми чертами намеченные? <…> Никакой другой мастер не сравнится с Калло в умении втиснуть в самые узкие пределы столь несметное изобилие явлений, кои с удивительной ясностью предстают нашему взору, соположенные друг с другом и неотделимые друг от друга, так что каждая единичность, себе довлея, вместе с тем встраивается и в совокупность.Э.-Т.-А. Гофман. Жак Калло (1814 г.)
В собрании Научной библиотеки Российской Академии художеств хранится небольшая коллекция офортов Жака Калло, великого французского гравера и рисовальщика первой половины XVII столетия. Время его жизни и творчества совпало с множеством социально-политических и культурных преобразований европейского общества, начало которых пришлось еще на XVI век, а именно процессы Реформации и Контрреформации.
Недовольство религиозной политикой Святого Римского престола породило раскол внутри верующих и возникновение протестантизма — новой ветви христианской церкви. Конфликты между католиками и протестантами переросли в военные действия между европейскими странами, что также было вызвано стремлением ослабить доминирующую роль Испании. В конце концов, это привело к самой масштабной и кровопролитной войне того времени — Тридцатилетней войне. Одним из ее последствий стало установление Вестфальской системы международных отношений, отдельные принципы которой продолжают действовать и в настоящее время. Такие могущественные державы, как Италия и Испания, постепенно теряют доминирующее положение на мировой арене, и на первый план выходят Франция, Англия и Голландия — государства, прежде не игравшие огромной политической роли.
Вместе с тем происходит бурный расцвет науки, когда каждое открытие не только приносит новые научные данные, но и решительно меняет веками сложившиеся представления. Теоретические гипотезы чаще всего получают экспериментальное подтверждение. Открытия Декарта, Лейбница, Ньютона и многих других ученых содействовали общей математизации мышления, оказав этим сильнейшее влияние на философию — на систему взглядов ряда мыслителей и на способ изложения их идей (Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц). «Целостный гармонический мир, каким его представляли люди эпохи Возрождения, заколыхался, утратил свою устойчивость, а человек — веру в непоколебимость своего величия».
Обширное интенсивное развитие получают различные виды искусства: литература, театр, музыка, скульптура, живопись, графика, архитектура. Художественная парадигма меняется — возникает принципиально иная форма взаимосвязи образа и действительности, что Е.И. Ротенберг характеризует двумя аспектами: повышенная степень контакта с реальной действительностью и широта охвата самых разнообразных её явлений. Во всех видах искусства появляются гениальные мастера, чье творчество оказало огромнейшее влияние на последующие художественные эпохи: Караваджо, Бернини, Пуссен, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Лопе де Вега, Шекспир. К их числу относится и Жак Калло.
Мастер коснулся практически всех животрепещущих вопросов своей эпохи, работая во всех жанрах, в каждом из которых заложил свое понимание тех или иных его аспектов. А.А. Сомов писал, что «гравюры Калло отличаются оригинальностью, верным и правдивым рисунком, поэтическим настроением, а подчас и юмором; он трактует сцены из библейской истории и обыденной жизни, праздники, осады, битвы». Бытовые и исторические композиции Калло оказали влияние на историческую живопись XIX в. Одним из первых он внес вклад в формирование национального реалистического пейзажа.
Создавая маленькие листы с массовыми сценами, в которых участвуют более ста персонажей, Калло пытается добиться необходимой тонкости штриха. По этой причине мастер обращается к технике офорта и вместо привычного мягкого лака, которым перед травлением покрывали доску, начинает применять «твердый лак», используемый флорентийскими столярами и мебельщиками. Впоследствии А. Босс, ученик Калло, писал: «я знал покойного господина Калло, которому присылали лак из Италии — там он изготовлялся столярами, применявшими его для лакировки дерева: они называют его Vernice grosso da lignaioly» (ил.1). Подобное нововведение позволило Калло осуществлять многократное травление 'доски' (печатной формы), последовательно перекрывая лаком отдельные участки пространственных планов и продолжая травление, тем самым достигая широких тональных градаций от самого светлого тона к густому тёмному. Вместе с этим он с виртуозной легкостью работает разнонаправленными штрихами различной насыщенности, рисуя мельчайшие детали, предметы, находящиеся вдали.
Уже при жизни Калло был широко известен в художественном мире. В 1627 г. с ним встретился А. Ван Дейк, написавший его портрет, позднее награвированный Л. Ворстерманом (ил.2). Под его влиянием развивались такие художники, как А. Босс, С. Леклерк, И. Сильвестр, Ф. Колиньон, Г. Перрель. Первую биографию Калло написал А. Фелибьен, придворный историк французского короля Людовика XIV (ил.3). Офорты Калло коллекционировали королевские особы, великосветские заказчики и меценаты, а также художники: А. Ван Дейк, Рембрандт, Д. Тенирс Младший. Его творчеством интересовались Пиранези и Гварди, Ватто и многие другие.
Офорты Калло поступили еще в собрание библиотеки Императорской Академии художеств в XIX в., причем несколько отдельных листов из разных серий передал русский гравер Н. И. Уткин (ил. 4).
В настоящее время в Научной библиотеке хранится около 85 листов французского мастера, большая часть была выполнена непосредственно самим автором.
Наиболее ранним листом является «Ecce Homo» (1613 г.) (ил. 5), который относится к ученическому периоду творчества художника, когда тот в большей степени постигал особенности технической манеры выдающихся граверов своего времени, тем самым совершенствуя собственное исполнительское мастерство.
Самыми известными сериями, находящимися в собрании, следует назвать «Balli di Sfessania» (Ок. 1621–1622 г.) (ил.6,7,8) и «Gobbi» (1622 г.) (ил.9,10,11). В них ясный и спокойный штрих четко выявляет форму, и все изменения его толщины обусловлены стремлением охарактеризовать пластические свойства модели. В «Balli di Sfessania» (примерный перевод: «Танец бескостных или беззадых») Калло обращается к маскам итальянской комедии. На фоне городских площадей с толпящимся народом причудливые фигуры на подмостках разыгрывают представление, нередко демонстрируя невообразимые телодвижения. Они предельно выразительны и в сатирической форме воплощают живые человеческие типы и характеры.
В графической сюите «Gobbi» («Горбуны») физическое безобразие изображенных фигур используется как средство образной передачи морального убожества и духовной неполноценности представителя определенной социальной прослойки. Как подметил Вейсбах, в гротескном облике этих персонажей есть нечто от мира образов Рабле, «то самое, что благодаря иллюстрации стало достоянием изобразительного искусства».
Также в собрании Научной библиотеки представлены отдельные листы из серий «La vie de S. Vierge» («Жизнь Девы Марии») (ил.12) и «The Large Apostles» («Большие апостолы») (ил.13), относящиеся к позднему периоду творчества Калло. В них художник предлагает аллегорическую, историческую или же бытовую трактовку, где элемент живого наблюдения всегда соседствует с ортодоксально-церковным, а нередко и преобладает над ним.
Серия «Excercices Militaires» («Военные упражнения») (1635 г.) (ил.14,15), выполненная по подготовительным натурным наброскам, представляет упражнения мастера на военные темы, что заставляет вспомнить о его грандиозных по содержанию и наполнению сериях «Большие бедствия войны» и «Малые бедствия войны».
Сюита «La Noblesse» («Дворянство»), предположительно, издана во второй половине XVIII–XIX вв., в ней содержатся 12 портретов в полный рост лотарингских аристократов: 6 дам и 6 кавалеров (ил.16,17), представляющий ценный материал для изучения дворянского костюма первой половины XVII в.
Гравюры Калло являются «одним из драгоценнейших вкладов в сокровищницу мирового реалистического искусства», поэтому особенно ценно их нахождение в собрании Научной библиотеки Академии художеств. Тем самым современные отечественные художники и исследователи могут прикоснуться к многогранному искусству великого французского мастера.

