Георгий Семёнович Верейский. Портреты современников

  2025-07-03

3.07.2025 в Малом зале Научной библиотеки Российской Академии художеств открылась выставка «Георгий Семёнович Верейский. Портреты современников».

   Известный русский художник и график, иллюстратор и педагог Георгий Семёнович Верейский (1886–1962) родился в городе Проскурове Подольской губернии в дворянской семье. Первоначальное художественное образование получил в Харькове, после переезда в Санкт-Петербург занимался в Новой художественной мастерской, где учился у М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, Е. Е. Лансере. В годы Первой мировой войны Г. С. Верейский работал армейским художником, после её окончания был приглашён стать хранителем отдела гравюр Государственного Эрмитажа. В разные годы он преподавал в ВХУТЕМАСе, институте фотографии и фототехники, художественно-промышленной академии А. Л. Штиглица. С 1930-х гг. работал в ленинградском Союзе художников, участвовал в выставках, сотрудничал с журналами и газетами. Г. С. Верейский был членом художественного объединения «Мир искусства» и «Боевой карандаш», членом Академии художеств.

   Г. С. Верейский вошёл в историю отечественного искусства как один из выдающихся мастеров графики, умело работая в разных жанрах и техниках. Важное место в наследии художника занимает портрет. Именно в этом жанре с ярчайшей силой и полнотой раскрылся его талант. На выставке представлены избранные работы из альбома «Г. С. Верейский. Портреты современников» 1972 г., вышедшего в ленинградском издательстве «Аврора». На репродукциях предстают члены семьи художника, его друзья, крупные деятели советской культуры: живописцы и скульпторы, музыканты, литераторы. Каждому портрету предшествовала большая подготовительная работа. Главным для художника было передать личность портретируемого, как можно глубже раскрыть характер модели. Мастер всегда работал с натуры, предпочитая реалистичность воображению и вымыслу. Контакт с натурой выявляет лучшие качества его искусства, поскольку обращение к действительности не сводилось к сухому натурализму, но всегда подкреплялось глубиной чувств и живым внимательным глазом подлинного художника. Графический язык Г. С.  Верейского выразительный и точный, он мастерски владеет линией и штрихом. Завершают выставку несколько пейзажных зарисовок. Они отличаются свежестью и ясностью восприятия, овеяны мягким лиризмом. Пейзажные репродукции взяты из альбома «О. Г. Верейский. Рисунки и литографии» 1959 г., изданного в Ленинграде издательством «Художник РСФСР».

   Творчество Г. С. Верейского по праву входит в золотой фонд советского изобразительного искусства. Работы художника отличаются не только высоким уровнем мастерства и таланта, но также необычайной живостью и гармоничностью восприятия мира, целеустремлённостью, высокими моральными и духовными качествами.