Западноевропейский костюм XVIII-XIX вв.

  2021-02-02

К середине XVII века Франция стала державой, определяющей европейскую моду и образ жизни. Французское влияние достигло апогея во время правления Людовика XVI, во второй половине XVIII века – в эпоху расцвета стиля рококо. Все модные тенденции тогда во Франции задавала королева Мария-Антуанетта, супруга Людовика XVI. Платья богато украшались оборками, кисточками, мишурой. Особое внимание начали уделять укладке волос – становится популярной высокая прическа («пуф»), на создание которой требовалось несколько часов. В качестве декора для волос использовались перья, цветы, шиньоны и драгоценные камни. Нередко дамские прически содержали эмблемы, отражающие культурные и политические события в стране. В культ был возведен рафинированный, абсолютно театральный образ человека, не знающего ничего кроме развлечений. Недаром многие специалисты сравнивают французских модников эпохи рококо с фарфоровыми куклами.  Лишь в конце 1780-х годов, когда недовольство политикой Людовика XVI достигло пика, французская мода становится более сдержанной, а костюмы зачастую отражали революционные настроения.

В отличие от других европейских стран, стиль рококо не смог найти отклика в Англии, пережившей в середине XVIII века технический переворот. Национальному духу более соответствовали традиции и философия классицизма. Поэтому в английском костюме преобладали простота кроя, сдержанные оттенки и минимум декора в одежде. Самые популярные ткани – сукно, тафта, шерсть. Постепенно выходят из моды напудренные парики и сложные прически. Не смог прижиться среди англичан и фривольный стиль жизни французов. Вместо этого, пропагандируется максимальная естественность, близость к природе и стремление к уединенной сельской жизни.

В фондах Научной библиотеки хранится пятитомный труд Гастона Шефера “Documents pour l’Histoire du costume de Louis XV à Louis XVIIII” (1911) – уникальный источник сведений о европейской моде конца XVIII – начала XIX века. Опус издавался в Париже при участии арт-дилера Адольфа Гупиля и издателей Мишеля Манци и Мориса Жуанта. На выставке представлены избранные цветные литографии французских и английских костюмов середины – конца XVIII века из книги Шефера.  Большинство иллюстраций были взяты из периодических журналов, таких как Magasin des Modes Nouvelles, Journal de la Mode, Gallery of Fashion. Цветные литографии высокого качества, детально передающие все особенности платьев и головных уборов и предоставляют замечательную возможность сравнить модные и культурные тенденции двух европейских держав. Благодаря им удается проследить трансформацию французского повседневного и придворного костюма эпохи «Королевы мод» Марии-Антуанетты, оценить своеобразие классицистических английских платьев.

Помимо труда Шефера, в библиотеке хранятся и другие книги по истории европейского (в частности французского) костюма. Среди них: альбом “Costumes européens du XVIIe au XIXe siècle, tirés des documents les plus authentiques. Aquarelles de Job et de Hérouard” (1909), книги Андрэ Блума «Histoire du costume en France” (1926), Ольги Стронковой “Die Mode Von Der Renaissance bis zum Rokoko” (1959), Хораса де Вьель-Кастеля “Collection des costumes, armes et meubles, pour servir à l'histoire de France : depuis le commencement du Veme siècle jusqu'à 1814” (1845).