Владимир Алексеевич Щуко (1878–1939)

  2018-10-18

18 октября 2018 года состоялось торжественное открытие выставки, посвященной творчеству Владимира Алексеевича Щуко (1878–1939). Выставка проходит в Большом и Малом читальных залах и в Парадном зале Научной библиотеки.

8 ноября 1915 года в присутствии президента Академии художеств Великой княгини Марии Павловны, ее свиты и академического персонала в бывших залах Кушелевой галереи был торжественно открыт Памятный зал Е.И.В. Великого князя Владимира Александровича, созданным по проекту архитектора, художника В.А. Щуко. Зал, выполненный в духе русского неоклассицизма, буквально сразу стал одной из визитных карточек не только академической Библиотеки, к чьим помещениям он принадлежал, но и всего здания Академии художеств в целом, упрочив славу своего создателя.
Владимир Алексеевич Щуко родился 5(18) июля 1878 года в семье военнослужащего, раскомандированного в то время в Берлине; детство и отрочество он провел вместе с семьей в Тамбове, а в 1896 году приезжает в Петербург, в город с которым будут связаны годы обучения, становления и творческой зрелости Владимира Алексеевича. В период академического ученичества 1896-1904 годов, мастер параллельно посещал архитектурные классы Л.Н. Бенуа и живописные И.Е. Репина. Владимир Алексеевич в течение всего своего профессионального пути будет балансировать между архитектурным поприщем, созданием театральных декораций и преподавательской деятельностью. Впечатления от учебной поездки по старинным русским городам и пенсионерства в Турции, Греции и Италии, где В.А. Щуко непосредственно имел возможность познакомиться с архитектурным наследием разных эпох и культур, легли в основу его творческой манеры, с преобладанием классических форм, отразившиеся в той или иной степени во всех работах мастера.

Первыми крупными сооружениями, спроектированными В.А. Щуко, становятся два доходных дома К.В. Маркова 1909-1911 годов на Каменноостровском проспекте, при создании которых архитектор переосмысливает формы итальянского ренессанса. К проектам 1911 года также относится возведение двух павильонов в Турине и Риме для Международной выставки в Италии, после работы над которыми мастеру было присуждено звание академика архитектуры. Последней архитектурной работой Владимира Алексеевича Щуко перед перерывом, связанным с Первой мировой войной и последующей за ней революцией, стал Памятный зал Е.И.В. Великого князя Владимира Александровича в здании Академии художеств, возведение которого длилось в течение 1914 года. Параллельно с архитектурными проектами В.А. Щуко занимался созданием декораций и костюмов к постановкам Старинного театра (сезоны 1907/08 и 1911/12).
К проектированию В.А. Щуко возвращается в начале 1920-х годов.

Все работы, относящиеся к 1920–1930-м годам, были выполнены совместно с учеником В.Г. Гельфрейхом: среди них Пропилеи Смольного (1923–1924), памятники В. И. Ленину перед Смольным (1927, скульп. В. В. Козлов), у Финляндского вокзала (1926, скульп. С.А. Евсеев), здание Государственной библиотеки имени В.И. Ленина в Москве (1928-1941), здание драматического театра имени М. Горького в Ростове-на-Дону (1930–1935). В формах конструктивизма был выполнен ДК им. В.И. Ленина завода "Большевик" (1927–1929), а поздняя линия творчества по модернизации классики отразилась в зданиях понижающих подстанций Волховской ГЭС (1924–1926). Несмотря на чрезвычайную загруженность, В.А. Щуко продолжает сотрудничать с театрами, создавая декорации и костюмы для постановок Большого драматического, Академического театра драмы и других.

В 1920–30-е годы Владимир Алексеевич получает всесоюзную известность, он участвует в многочисленных конкурсах, среди которых проектирование Дворца Советов в Москве, однако, многие проекты так и не были до конца реализованы. В 1934 году архитектор переезжает в Москву, где продолжает активно работать вплоть до своей кончины 17 января 1939 г.

В.А. Щуко похоронен на Новодевичьем кладбище, и после своей смерти он остается мастером, который на годы вперед дал творческий импульс советской, в частности ленинградской архитектуре.