Виды Санкт-Петербурга первой половины XIX века

  2018-06-04

С 4 июня 2018 года в Парадном зале Научной библиотеки проходит выставка  к 315-летию города «Виды Санкт-Петербурга первой половины XIX века».

Значительное влияние на архитектуру Санкт-Петербурга начала XIX века оказало победоносное завершение Отечественной войны 1812 года. В 1816 году был основан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному мест», возглавляемый архитектором и инженером А.А. Бетанкуром. В начале века были завершены важнейшие архитектурные ансамбли города, в создании которых участвовали К.И. Росси, Д. Кваренги, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж.Ф. Тома де Томон, О. Монферран. Сформировался архитектурный облик Дворцовой и Сенатской площадей.

В центре Дворцовой площади была установлена по проекту архитектора Огюста Монферрана Александрийская колонна высотой 47,5 метров. В это же время здание Адмиралтейства, перестроенное архитектором А.Д. Захаровым, приобретает свой современный вид. Вокруг Медного всадника образовалась Сенатская площадь. Архитектором Карлом Росси в 1829-1834 годах были построены здания Сената и Синода. В связи с формирование Сенатской площади возникла необходимость переустройства Исаакиевского моста. В 1819–1821 гг. были построены каменные береговые устои, облицованные гранитом, и лестничные спуски к воде.

В ноябре 1821 г. мост был открыт после реконструкции, производившейся по проекту и под руководством А.А. Бетанкура. В 1801-1811 годах архитектором А.Н. Воронихиным был построен Казанский собор. Перед ним, как бы в объятия его колоннады, развернутая к Невскому проспекту образовалась Казанская площадь.

«У каждого столичного города есть своя поэма, которая выражает его, передает его сущность и своеобразие», - говорил Оноре де Бальзак, вспоминая Невский проспект конца 1830-х – начала 1840-хх гг.

Фпанцузскому писателю, влюбленному в Париж и критически оценивавшему облик других городов, принадлежат слова, посвященные главной магистрали нашего города: «… здания на нем необычны, и если бы искусству не приходилось считаться со строительными материалами, то беспристрастный писатель признал бы, что архитектурное убранство Невского местами может оспаривать пальму первенства у наших бульваров».

Представленная на выставке «Панорама Невского проспекта» Василия Семеновича Садовникова, дает точное представление о том, как выглядел Невский проспект в 30-хх годах XIX века. Первоначально панорама была выполнена в акварели почти 16-ти метровой длины (при высоте изображения 15 см) с четко прорисованными деталями. Позднее переведена на литографский камень и выпущена издателем А.М. Прево серией в 30 листов. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 И.А. Иванов, а левую (солнечную) – П.С. Иванов в 1835 году. Панорама включает в себя все здания Невского проспекта от Дворцовой площади до Аничкова моста. Среди многочисленных построек, необходимо остановится на бывшем доме Геогрия Георгиевича Гейденрейха (№1 по правой стороне Невского проспекта),  на первом этаже которого в 1820-х годах размещались книжный магазин А. Плюшара и книжная лавка Бейера и Грефа. Наибольшую известность Александру Плюшару принесли выпущенные им художественные литографированные альбомы с видами Санкт-Петербурга. На выставке представлены тетради «Собрание видов Петербурга и его окрестностей», издававшихся с 1820 по 1827 годы, в которых использованы жанровые зарисовки и виды столичных улиц, выполненные художниками А.Е. Мартыновым, А.О. Орловским, П.А. Александровым, К.И. Кольманом.

Петербург начала XIX века известен, прежде всего, своими взаимосвязанными ансамблями не только центральных площадей, но и раскрытых к Неве сооружений набережных и островов, - элементов единой объемно-пространственной системы.

После вступления на престол Александра I, одной из любимых резиденций становится Императорский дворец на Каменном острове. Построенный еще в конце XVIII века на месте деревянного дворца А.П. Бестужева-Рюмина, в начале XIX века претерпевает некоторые изменения. В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л.И.Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф.Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.

В начале 1800-х гг. Тома де Томон полностью перестроил особняк графини А.Г. Лаваль на Английской набережной. Дом Александры Геогриены являлся одним из центров культуры Санкт-Петербурга первой половины XIX века. У неё собирались поэты, писатели, просто ценители искусства, зачитывались новые произведения, обсуждались новинки европейской литературы. Подобные приёмы проходили не только на Английской набережной, но и на даче Лавалей на Аптекарском острове, в строительстве которой участвовал Тома де Томон. Участок при слиянии Малой Невки и речки Карповки был подарен супругам Ивану Степановичу и Александре Григорьевне Лаваль императором Павлом I в качестве свадебного подарка. Разговоры на дачных приемах граф Петр Вяземский называл «живой газетой Петербурга», а в наброске повести А.С. Пушкина «Гости съезжались на дачу» (1828 г.), действие одной из сцен разворачивается на даче Лавалей.

В отличие от других дворцов своего времени, дворец на Елагином острове являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Расположенный в восточной, самой высокой части острова, он задумывался как место отдыха вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Карл Иванович Росси создает уникальный дворцово-парковый ансамбль. Он заново планирует всю усадьбу, проектирует реконструкцию дворца (первоначально построенного в палладианском стиле), строит оранжереи, конюшенный и кухонный корпуса, павильоны и различные парковые сооружения. Работы ведутся в 1818-1824 гг.

К началу XIX столетия относятся крупные восстановительные работы в Таврическом дворце, проводимые Л.И. Руска. Расположение дворца на окраине города, продиктовало принцип объемно-пространственного решения - здание значительной протяженности, включающее главный корпус и два флигеля, объединенных с ним галереями, главный фасад которого обращен к Неве. Художественный образ дворца, увиденный глазами современника, запечатлен поэтом Г.Р. Державиным, который будучи тонким знатоком искусства сравнивал его с древнеримскими дворцами: «Кто хочет иметь о нем понятие – прочти, каковы были загородные дома Помпея и Мецената. Наружность его не блистает ни резьбой, ни позолотой, ни другими какими пышными украшениями. Древний изящный вкус – его достоинство, оно просто, но величественно».

Начало XIX века ознаменовалось для Санкт-Петербурга деятельностью архитекторов разного масштаба, разных творческих индивидуальностей, общими усилиями которых и был в основном создан тот уникальный культурно-исторический организм, который стал ядром современного города и признан памятником мирового градостроительного искусства.