Виды Санкт-Петербурга

  2022-05-23

23 мая 2023 г. в Научной библиотеке Российской академии художеств открылась книжно-иллюстративная выставка «Виды Санкт-Петербурга», посвященняа 350-летнему юбилею Императора Всероссийского Петра  I Алексеевича, и также 319-я годовщине со дня основания Петром I  Санкт-Петербурга.

Петр I вошел в историю как выдающийся государственный и военный деятель России, создатель регулярной армии и флота, талантливый полководец и дипломат. Во всех крупных сражениях Петр I принимал участие как главнокомандующий, а если того требовали обстоятельства, то и вел полки в атаку. Именно такой образ Императора запечатлел французский живописец Анри Фредерик Шопен (1804–1880) на картине «Портрет императора Петра I», цветная литография с которого открывает экспозицию. Петр I был покровителем искусств и наук, коллекционером, создателем первого в стране публичного музея – Кунсткамеры. Такой личностью с разносторонними интересами представлен молодой государь на литографии в технике меццо-тинто с портрета французского художника Николя Фросте (1790–1856) «Петр Великий».

В витринах представлены в хронологическом порядке карты и планы Санкт-Петербурга, что дает представление об этапах строительства города на Неве. «План Санкт-Петербурга в 1705 году» был составлен в середине XIX в., по историческим сведениям, находившимся в военно-топографическом бюро. Гравюра представляет собой план лесистой местности, с хорошо узнаваемой дельтой реки Невы. На плане уже обозначены Крепость Санкт-Петербургская с бастионами, Церковь Св. Петра и Павла, Домик Императора Петра , Адмиралтейство, торговые ряды, дом князя Меньшикова, жилые дома чиновников и служителей морского ведомства.

Одним из самых примечательных планов города является «Топографическое изображение Новой русской столицы», выпущенное нюрнбергским картографом и гравером Иоанном Батистом Хоманном в период путешествия Петра I по Западной Европе в 1716–1717 гг. План отражает как фактическую (к началу 1718 г.), так и планируемую застройку.  Так на Васильевском острове показана предполагаемая планировка улиц согласно проекту итальянского архитектора Доменико Трезини, который предусматривал прокладку на всей территории острова прямоугольной сети каналов. Проект осуществлен не был, однако он лег в основу структуры современных линий (улиц) Васильевского острова.

Самым известным и достоверным планом Санкт-Петербурга XVIII в.считается «План столичного города Санкт-Петербурга», созданный в 1753 году по приказу императрицы Елизаветы. Проект был реализован в 1748–1749 гг. под руководством адъюнкта Ивана Фомича Трускотта.  План Трускотта считается первым подробным планом Петербурга. На выставке представлена уменьшенная в 3 раза копия данного плана из атласа-приложения к труду французского историка Николя Леклерка «Физическая, нравственная, гражданская и политическая история древней и современной России.

Оригинальный план состоял из девяти листов, на которых изображены в аксонометрии, подписаны и замаркированы важнейшие здания Петербурга XVIII в. К плану прилагалась «Роспись сторонам, островам, рекам…», повышающая его информативность. Двенадцать гравюр «знатнейших проспектов» с видами Петербурга, которые дополняют план, были созданы коллективом художников, такими как Д. Валериани, М.И. Махаев, И.А Соколов и др. В выставочных витринах находятся две из двенадцати оригинальных гравюр: «Проспектъ Адмиралтейства и около лежащихъ строеній съ частію Невской перспективой дороги въ Западную сторону» и «Проспектъ въ низъ по Невѣ рѣкѣ между зимнимъ Ея Императорскаго Величества домомъ и Академіею Наукъ», демонстрирующие панораму и такие узнаваемые виды центральной части Санкт-Петербурга.

Завершает экспозицию панорамный взгляд на Санкт-Петербург художника и архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя (1782–1861) – «Вид Санкт-Петербурга с окрестностями с высоты птичьего полета». Представленная литография выполнена в 1861 г. А. Аппертом с оригинального рисунка Шарлеманя. Художник выбрал такую точку обзора, чтобы постройки семьи Шарлемань на Петербургской стороне оказались на первом плане. Точное воспроизведение Центральной части города на рисунке Шарлеманя: дворцов, парков, соборов и памятников, дает понимание, что к середине XIX в. город приобрел ту стать и державное величие, о котором грезил его основатель – Петр Великий.  

Старинные карты и планы Санкт-Петербурга – документальные свидетельства того, что за короткое в исторической перспективе время «из тьмы лесов, из топи блат» возник потрясающий по красоте и величию город Санкт-Петербург.