Виды и типы Японии: фотография

  2018-09-03

История фотографии в Японии начинается с приходом сложного периода в истории страны, связанного с переустройством феодальной системы островного государства и построением нового общественного строя. Молодой император Мэйдзи (1852-1912) – 122-й император Японии, дал название целой эпохе, провел политические, социальные, индустриальные реформы, вывел Японию в число сильнейших государств мира.

Фотография впервые появилась в Японии в 1646 году вместе с голландскими путешественниками в форме камеры-обскура. Следующая встреча с фотографическими технологиями состоялась уже в середине 19 века, когда под напором западно-европейских держав Япония отказалась от самоизоляции и открыла свои порты для европейцев и их технических достижений. В 1853 году Элифалет Браун, официальный фотограф экспедиции под началом Меттью Перри, впервые осуществил съемку видов Японии.

Первое фотоателье было открыто в Йокогаме европейцами Феличе Беато и Адольфо Фарсари в 1863 году. Фотографические заведения умножались так же быстро, как это происходило чуть раньше в Европе и Российской Империи. Уже в 1860-х годах крупные города Японии насчитывали десятки фотоателье.

Представленные на выставке фотографии относятся к периоду Мэйдзи, изготовлены приблизительно в 1880-х годах. Большая часть из них представвляет фотографии архитектурных сооружений и памятников декоративно-прикладного искусства. Это раскрашенные фотографии с видами синтоистских святилищ - мавзолея Никко Тосёгу и мавзолея Тайю-ин в городе Никко. Ранее, ещё до начала 8 века, эта местность (гора Нантайсан, спящий вулкан высотой 2486 м.) также была известна как место поклонения горным божествам, а позднее местом обитания божеств-охранителей военного сословия Восточной Японии. В 767 году на вершине горы основано святилище Футарасан. Святилище Никко Тосёгу было основано в 1617 году вокруг места погребения Токугавы Ияэсу (1543-1616) - сёгуна, полководца и основателя династии Токугава. Его внук  - сёгун Иэмитсу (1604-1651) - решил достойным образом увековечить имя основателя могущества дома Токугава и создать Иэясу грандиозный мавзолей. Это был весьма сложный храмовый ансамбль из 36 сооружений (мавзолей Тосёгу, строительство длилось с 1634 по 1647 гг.), в котором соединялись элементы буддийского и синтоистского храма. Также было построено 18 сооружений в честь Иэмитсу (мавзолей Тайю-ин, 1650-е гг.). Для создания комплекса архитектурных сооружений, богато украшенных резьбой и росписью по дереву, позолотой, были собраны лучшие мастера страны – строители, скульпторы, художники, мастера по обработке металла и дерева. 

Снимки часто вклеивались в альбомы с изысканно оформленными переплетами, как, например, в альбоме из собрания Научной библиотеки крышки выполнены в технике лаковой росписи по дереву, рисунок нанесен по красному лаку и представляет ветки цветущей сакуры. Копии двух фотографий из этого альбома можно увидеть на выставке - это портрет самурая в полном боевом облачении и портрет девушки с зонтиком. В такие альбомы собрались различные фотографии – виды городов, архитектурных памятников, фотографии местных жителей в национальной одежде, иллюстрирующие занятия жителей страны восходящего солнца.

     Авторство в японской фотографии установить сложно, негативы часто перепродавались и редко подписывались. Мы можем только предположить, что некоторые из этих фотографий (включая фотографии из альбома) сделаны фотографом и художником   Кусакабе Кимбеем (1841-1932). Кусакабе Кимбей начал свою деятельность в студии Феличе Беато, учился и помогал в раскраске фотографий. Свою студию он открыл в 1881 году в Иокогаме, позднее приобрел негативы Феличе Беато, Раймунда фон Штильфрида, а также японских фотографов. Свою фотографическую деятельность он продолжал до 1914 года. Библиотекой университета Нагасаки один из представленных на выставке снимков признан работой Кимбея, а также два других атрибутированы фотографу Огаве Казумаса (1860-1929).

Огава Казумаса открыл первое портретное фотоателье ещё в 1877 году, но позднее, чувствуя необходимость дальнейшего обучения, поступил в английскую школу в Токио, а позднее принял решение ехать в Америку для приобретения опыта и знаний для продолжения фотографической деятельности. Вернувшись из Америки, Огава открыл студию в Токио в 1884 году, в 1888 г. стал основателем фирмы по производству сухих пластин для фотопечати. Также его можно считать пионером применения фотомеханических технологий в Японии. В 1889 он стал первым, кто применил технику коллотипии и гелиогравюры для печати фотографий, открыл типографию, являлся издателем книг с фотографиями и журналов по фотографии, вице-президентом Японского фотографического общества.