Уильям Хогарт (1697–1764): диалог с обществом

  2019-11-18

С 18 ноября по 6 декабря 2019 года в Памятном зале вел.кн. Владимира Александровича Научной библиотеки Российской академии художеств проходит выставка «Уильям Хогарт (1697–1764): диалог с обществом».

Выставка приурочена к 255-летию со дня смерти выдающегося английского художника XVIII в. Уильяма Хогарта (1697–1764). Он совместил в себе таланты живописца, гравера, сатирика и теоретика искусства.

Высокое профессиональное мастерство У. Хогарта как живописца и графика сочеталось с глубоким интересом к теории живописи и эстетики. Интерес к вопросам теории он проявил еще в молодости, когда поступил в лондонскую академию на Сент-Мартин лэйн. Критика способа обучения молодых художников, основанная на процессе механического копирования, поставила перед Хогартом вопрос о поиске новых путей и средств художественного образования. Именно в это период он открывает свой способ творческого постижения действительности, основывающийся на наблюдении бытовых сцен, их схематичного наброска и уже последующего использования этих сцен в живописи и графике: «…я всегда находил, что изучение природы – наиболее прямой и безопасный путь к достижению вершин нашего искусства».

Господствующая в Англии начала XVIII века художественная школа сводилась к репрезентативному парадному портрету с его поверхностным эстетизмом и абстрактным схематизмом. Уильяму. Хогарту было чуждо влияние этого искусства: ложный пафос, безликая условность, слепое подражательство не раз становилось предметом сатиры в графике художника, но также требовало и литературно-теоретического решения, в конечном итоге воплотившемся в трактате «Анализ красоты», сочетающем в себе и педагогические задачи, и цели дискуссии с учеными дилетантами – приверженцами итальянского маньеризма, следующим мертвым образцам, канонам, стремящимся подчинить искусство рациональным и абстрактным нормам.

Экспозиция открывается витриной, в которой можно увидеть издания «Анализа красоты», хранящиеся в фондах Научной библиотеки Российской академии художеств: первые публикации, вышедшие в Лондоне в 1753 году, в Берлине в 1754 году и в Париже в двух томах в 1805 г.

Особое место выставки отводится автопортрету У. Хогарта, в котором четко прослеживается идея верности художника своим принципам. Гравюра, на которой изображен художник рядом со своим любимым псом, выполнена по его «Автопортрету» (1745 г.). В левом углу картины находится палитра, по центру которой проведена S-образная линия, и надпись: «линия красоты и привлекательности» – символ совершенства среди разнообразных форм, о котором автор размышляет в своем «Анализе красоты». Еще до написания труда художник напряженно размышляет о ключевых вопросах техники и природы искусства. Через всю творческую жизнь У. Хогарта проходят важнейшие пути его диалога с обществом: художественная практика, от которой невозможно отделить категорию смешного во всем ее многообразии, и теоретическая рефлексия над категорией прекрасного, поиск нового знаменателя в эстетике английского искусства XVIII века.

Рассматривая У. Хогарта как великого критика, воплотившего в зримых образах известные каждому лондонцу пороки и недостатки – обнищание народа, продажность парламента, разложение армии, распущенность нравов – нельзя не обратиться к сериям его картин, благодаря которым художник открыл новую страницу европейского искусства. Авторский акцент на сюжетности изображений позволил У. Хогарту создать целые повествовательно-драматургические циклы, выстроенные в длинный ряд композиций на остросоциальные и общечеловеческие темы.

На выставке представлена гравюра, воспроизводящая одну из ключевых сцен живописной серии «Marriage a la Mode» («Модный брак»,1743–1745). Игра света, пространство и мимика персонажей в представленной гравюре являются теми средствами, которые точно и тонко передают зрителю психологическую характеристику действующих лиц. Здесь же выставлена и другая знаменитая серия из шести гравюр начала XIX века – «Карьера продажной женщины», повествующая об истории молодой девушки Мэри Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Эта серия положила начало английской школе жанрово-бытовой живописи и приобрела чрезвычайную популярность у всех слоев общества не только из-за злободневной темы, но и благодаря композиционному мастерству драматургии каждой сцены.

Представленная на выставке уменьшенная копия гравюры У. Хогарта «Петушиный бой», выполненная немецким графиком Эрнстом Людвигом Рипенгаузеном (1765–1840), заслуживает особого внимания. Э.Л. Рипенгаузен создал многочисленные воспроизведения работ Уильяма Хогарта, обратившись почти ко всем его сериям, что послужило популяризации творчества английского художника в Европе в первой половине XIX века.  

Экспозиция стремится осветить различные способы творческого диалога У. Хогарта с современным ему обществом. Выставка позволяет увидеть деятельность художника в полемике с европейской эстетической традицией, раскрывая его роль в английской графике XVIII в.