Театральный костюм Нового времени

  2019-12-09

С 9 декабря по 30 декабря 2019 г. в Памятном зале Великого Князя Владимира Александровича проходит выставка «Театральный костюм Нового времени», приуроченная к Году театра в России.  В экспозиции представлены издания, гравюры и фотографии XVIII–XIX вв., посвященные костюму театра, балета и оперы Европы и России.

История театрального искусства берет свое начало еще во времена античности, трансформировавшись из древнегреческих мистерий в трагедии и комедии. После падения Римской империи история становления театра переходит на новый путь развития – театральное действие проявлялось в контексте церковных обрядов и религиозных праздников. Но представление о костюме, как о важной составляющей воплощения общего замысла спектакля начало складываться постепенно в XVI–XIX вв.

На дальнейшее развитие всего европейского театра  значительное влияние оказал итальянский театр эпохи Возрождения. Именно в это время впервые появляется идея о соответствии костюма времени действия пьесы.

В России театр начал свое формирование в XVIII в., время его расцвета пришлось на 1770–1780-е гг. в период деятельности таких драматургов, как Николаев, Фонвизин, Капнист, Княжин. В 1780 г. в Москве состоялось открытие Петровского театра, предшественника нынешнего Большого театра (ГАБТ). В начале XIX в. произошло разделение на драматический и музыкальный жанры, в последнюю категорию входили балет и опера. История русского театра с этого периода характеризуется сильнейшим влиянием французского театрального искусства.

В коллекции Научной библиотеки Академии Художеств находятся монументальные труды по истории русского и западноевропейского театра, оперы, балета и театрального костюма, также в фондах библиотеки хранятся гравированные альбомы, представляющие особенности театральных костюмов стран Европы в разные эпохи.

Одна из витрин знакомит с историей русского театра и балета. Следует выделить исследование П.Н. Арапова «Летопись Русского театра» (1861), содержащее богатый справочный материал о театральном искусстве в России до эпохи царствования Николая I. В экспозицию включен труд «История русского театра» (1914), в составлении которого приняли участие многие театральные деятели, в том числе и В.И. Немирович-Данченко. Большой интерес представляет издания, освещающее деятельность С.П. Дягилева «Современный балет» (1911), В.Я. Светлова, театрального критика и историка балетного искусства, который входил в комитет по организации «Русских сезонов».

Среди иностранных публикаций, посвященных истории театрального искусства и костюма, особого внимания заслуживает труд Адольфа Жулье «Histoire du costume au Théatre depuis les origines du Théatre en France jusqu’a nos jours» (1880), в котором представлены факсимиле, снятые с эскизов, хранящихся в архиве Парижской оперы. «Recherches sur les costumes et sur les Théatres de toutes nations, tant anciennes que modernes» за авторством Жана-Шарля Леваше де Шарнуа (1802). Это издание с оригинальными раскрашенными эстампами, посвящено исследованию театральных костюмов на античные пьесы.  В экспозиции продемонстрированы английские издания об особенностях костюмов и постановок Русского балета С.П. Дягилева – книга А.Т. Джонсона «The Russian Ballet» (1913), и издание авторства английской актрисы Эллен Терри «The Russian Ballet» (1913) с иллюстрациями британской художницы Памелы Смит.

Кроме того, представлены фотографии, выполненные русскими фотографами Карлом Ивановичем Бергамаско (1830–1896) и Константином Александровичем Шапиро (1840–1900), русских оперных певцов и актеров, таких как Николай Николаевич Фигнер (1887–1896), Мария Ивановна Долина (1868–1919), Евгения Константиновна Мравинская (1864–1914) и др.

В последующих витринах выставлены издания и альбомы с цветными литографиями, демонстрирующие особенности театрального костюма различных национальных школ. В экспозицию включены: цветной литографированный альбом эскизов балетных костюмов «Costumes des Ballets du Roy: archives de l’Opéra XIII siècle», выполненных французским гравером А. Гийомо с работ художников Кабинета Короля XVIII в., хранящиеся в архиве Парижской оперы; литографированный альбом, посвященный костюму немецкой театральной традиции: «Trachtenbilder für die Bühne» (1890) с описаниями костюмов и некоторых постановок берлинского театра.

Отдельного внимания заслуживает гравированный альбом «Die lebenden Bilder und pantomimischen Darstellungen bei dem Festspiel Lalla Rukh» (1823) – театрализованное представление Лалла-Рук, в котором принимали участие Николай I и Александра Федоровна.

Театральный костюм является составляющей сценического образа актера, отражающий внешние признаки и характеристику изображаемого персонажа. Он помогает актеру перевоплощаться и воздействовать на зрителя и именно в Новое время появляются театральные костюмы полностью отражающие исторический период, соответствующие разыгрываемому на сцене действию.