Театральное искусство Европы и Азии

  2018-06-18

История театрального искусства берет свое начало еще во времена античности, трансформировавшись из древнегреческих мистерий в трагедии и комедии. После падения Римской империи история становления театра переходит на новый путь развития – театральное действие проявлялось в контексте церковных обрядов и религиозных праздников. В эпоху позднего Средневековья появляются мистерии, которые получили свое развитие уже в XV - середине XVI веков. Сюжеты мистерий, как правило, брали из Ветхого и Нового Заветов, а также чередовались бытовыми фарсовыми сценами. На рубеже эпохи Средневековья и Нового времени появляется моралите – драматический жанр в стихах, где главным героем является не человек, а аллегория порока или добродетели.

Итальянское театральное искусство эпохи Возрождения стало наиболее влиятельным в истории развития театрального искусства: появляются придворные театры и жанры итальянской трагедии, итальянской новеллы,  импровизационные комедии дель арте, которые в значительной степени повлияли на европейский театр в целом. Также в Италии появляются опера и балет, однако, как обособленный и самостоятельный жанр, балет сформировался во Франции уже в XVI веке. В Испании в XVI веке возникают публичные театры, которые становятся отправной точкой в процессе популяризации театрального искусства среди всех слоев населения. Использование аутентичных правил и канонов эпохи Ренессанса оставались актуальными вплоть до XVIII века. Последующие изменения являлись лишь метаморфозами и частичными преобразованиями устоявшейся формы западноевропейского театрального искусства, по большей части видоизменявшиеся в рамках той или иной национальной особенности.

В России театр начал свое формирование в XVIII веке, а период его расцвета в эту эпоху пришелся на 1770-1780-е года – в период деятельности таких драматургов, как Николаев, Фонвизин, Капнист, Княжин. В 1776 году состоялось открытие Петровского театра, который затем стал основой для создания Большого театра. В начале XIX века произошло разделение на драматический и музыкальный жанры, в последнюю категорию входили балет и опера. История русского театра с этого периода характеризуется сильнейшим влиянием французского театрального искусства.

 В коллекции Научной библиотеки Академии Художеств находятся монументальные труды по истории русского и западноевропейского театра, оперы, балета, театрального костюма, также в фондах библиотеки хранятся гравированные альбомы, представляющие особенности театральных костюмов стран Европы в разные эпохи, самые яркие образцы представлены на экспозиции в боковых витринах.

Одна из витрин знакомит с историей русского театра и балета. Следует выделить исследование Арапова П.Н. «Летопись Русского театра» (1861), содержащее богатый справочный материал о театральном искусстве в России до эпохи царствования Николая I. В экспозицию включен труд «История русского театра» (1914), в составлении которого участвовали многие театральные деятели, в том числе и Немирович-Данченко В.И. Большой интерес представляет издание, освещающее деятельность С.П. Дягилева  — «Современный балет» (1911) В.Я. Светлова, театрального критика и историка балетного искусства, который входил в комитет по организации «Русских сезонов».

Среди иностранных публикаций, посвященных истории театрального искусства и костюма, особого внимания заслуживает труд Адольфа Жулье «Histoire du costume au Théatre depuis les origines du Théatre en France jusqu’a nos jours» (1880), в котором представлены факсимиле, снятые с эскизов, хранящихся в архиве Парижской оперы. «Recherches sur les costumes et sur les Théatres de toutes nations, tant anciennes que modernes» за авторством Жана-Шарля Леваше де Шарнуа (1802) — издание с оригинальными раскрашенными эстампами, посвященный исследованию театральных костюмов на античные пьесы.  На экспозиции продемонстрированы английские издания, освещающие особенности костюмов и постановок Русского балета Дягилева С.П. — книга Джонсона А.Т. «The Russian Ballet» (1913), и издание авторства английской актрисы Эллен Терри «The Russian Ballet» (1913) с иллюстрациями британской художницы Памелы Смит.

В последующих витринах выставлены издания и альбомы с цветными литографиями, демонстрирующие особенности театрального костюма различных национальных школ. В экспозицию включены: цветной литографированный альбом эскизов балетных костюмов «Costumes des Ballets du Roy: archives de l’Opéra XIII siècle», выполненных французским гравером Гийомо А. с работ художников Кабинета Короля XVIII века, хранящиеся в архиве оперы; литографированные альбомы, посвященные костюму немецкой театральной традиции: «Album der Bühnen-Costüme» Эдуарда Блоха (1859), «Trachtenbilder für die Bühne» (1890) с описаниями костюмов и некоторых постановок берлинского театра.

Отдельного внимания заслуживает гравированный альбом «Die lebenden Bilder und pantomimischen Darstellungen bei dem Festspiel Lalla Rukh» (1823) — театрализованное представление Лалла-Рук, в котором принимали участие Николай I и Александра Федоровна.

 В центральных витринах расположена экспозиция, посвященная театральному искусству Японии. Традиции и история исполнительского искусства Японии формировались постепенно в связи с приобщением изолированной островной страны к миру восточноазиатской цивилизации, представленной культурой комплекса стран – Кореи, Китая и Индии. Исследователь японского искусства, академик Н.И.Конрад предполагал что классический театр Японии сохранил в себе элементы античной драмы, проникшие через эллинистические государства Передней Азии.

Каждый этап исторического развития Японии характеризовался обретением новых форм театрального искусства, сценического воплощения, музыкального и художественного оформления «спектаклей». В период Яёй (III век до н.э. — III век нашей эры) возникли ритуальные танцы – кагура, в период Кофун (III – VI вв.) появились миндзоку гэйно. В период Нара (710 – 794 гг.) расцвёл театр бугаку, в период Хэйан (794 – 1185 гг.) возникли сангаку, дэнгаку и саругаку. Основу экспозиции японского театра составили материалы, относящиеся к истории театров Но и Кабуки.

В первой витрине представлены гравюры Утагава Куниёси (歌川 国芳), переданные в дар библиотеке обществом Утагава, возглавляемым художником Гоино Тадаси, и посвящены одной из пьес театра Кабуки. Кабуки – сложный синтетический вид театрального искусства, в нем сочетаются элементы оперного представления, мелодрамы и балета. Само слово «кабуки» состоит из трех иероглифов 歌舞伎 – буквально обозначающий – «песня, танец, мастерство». Согласно исторической традиции происхождение театра ведет начало от танцев и песен, исполнявшихся жрицей Окуни (начало XVII в.), служительницей храма Идзумо Тайся, в высохшем русле реки недалеко от Киото. Позднее Окуни в свои выступления привнесла элементы светского танца. Изначально в пьесах женские и мужские роли исполняли женщины, но грубая атмосфера театральных представлений кабуки привела к запрету на участие женщин, и с целью сохранения общественной нравственности сёгунат Токугава в 1629 году заменил их юношами. Но уже с 1653 года в труппах кабуки разрешалось выступать только зрелым мужчинам. Театр кабуки имеет своеобразное строение сцены: авансцена – «ханамити» (花道 – «цветочная тропа»), по которой актеры входят на сцену и удаляются с нее, расположена прямо в зрительном зале, смена декораций происходит прямо посреди акта – рабочие сцены, одетые в черное считаются «невидимыми». Основные постановки, существующие в настоящее время состоят из трех типов: Дзидай-моно – «исторические пьесы», Сэва-моно – «простонародные» и Сёсагото – «танцевально-драматические». Одной из особенностей театра является – Миэ – «язык поз», с помощью которых актёр представляет своего персонажа, другая специфика театра кабуки – особый грим – Кумадори, привносящий необходимую стилистику персонажу. Основой белого грима является рисовая пудра, на которую наносятся цветные линии, каждая из которых имеет особый смысл: красная символизирует справедливость, смелость и сверхчеловеческую силу, фиолетово-синяя – страх и скрытую злобу.

В следующих витринах расположены альбомы театра Но — «Ногаку Дзуэ». Один из старейших японских драматических театров. Его появление и расцвет знаменуют собой особую эпоху в развитии японского театрального искусства, так как впервые высокое сценическое мастерство сочеталось здесь с высокоразвитой драматургией, поскольку пьесы театра Но, так называемые Ёкёку, вошли в историю японской литературы как произведения большой художественной ценности. Именно на этом этапе развития японский театр впервые обрел строго канонические формы всех своих составных элементов: сценического воплощения, искусства актера, музыкального и художественного оформления, а также своего репертуара. Благодаря создателю этого жанра Канъама Куёцугу и его сыну Дзэами Мотокиё, - великому актеру, драматургу, театр Но можно назвать первой всесторонне развитой формой театрального искусства Японии. Источниками для пьес являются средневековые истории взлетов и падений дома Тайра – «Сказание о доме Хэйкэ», «Повесть о Гэнзи Моноготари» а также многочисленные китайские и японские сказания периодов Нара и Хэйан. Драмы Но по характеру главного героя («ситэ») делятся на пять циклов, следующих в композиции спектакля в особом порядке: «ками-но моно» – пьесы о богах, «сюра-но моно» – о духах прославленных воинов, «кацура моно» – пьеса исполняемая в парике, то есть пьеса о женщинах, «дзацу-но моно» – пьесы о разном и «кири-но моно» – заключительная. Одежды актеров, как правило, богато украшены, музыканты и хор носят формальные черные кимоно с родовыми эмблемами и хакама (традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку). Как правило, носит маску Ситэ. Актер Но, не носящий маску, играет роль взрослого человека в возрасте от 20 до 40 лет. Некоторые маски, особенно для женских ролей, устроены так, что могут отражать эмоции, маски богов и чудовищ не в состоянии передать эмоции и тогда актеры демонстрируют их посредством телодвижений.

Синтетичность свойственна любому зрелищному искусству любых времен, так японский театр обладает особыми свойствами, где каждый компонент сценических средств выражения, сливаясь с другими, образуя единый организм, вместе с тем достигает сам по себе предельной степени развития при заданных условиях и поэтому обладает еще и самобытной жизнью. В то время, как особой спецификой европейского театра становится отражение действительности, характеров, их трактовка и оценка.