Собрание фотографий с фресок и картонов Рафаэля

  2021-02-03

Трудно переоценить влияние живописи Рафаэля (1483-1520) и его современников на творчество последующих поколений художников всего мира. Система образования в русской Академии художеств предполагала обязательное знакомство своих воспитанников с шедеврами живописи эпохи Возрождения. На стадии обучения знакомство происходило посредством изучения и копирования гравированных и живописных изображений, хранящихся в библиотеке и музее академии. После прохождения курса самые лучшие ученики имели возможность ознакомиться с ними непосредственно, во время пенсионерских поездок в Италию или другие страны Европы.

После изобретения фотографии материалом для копирования стали и фотографические изображения. Фотография давала возможность ознакомиться с памятниками мировой архитектуры и скульптуры, с коллекциями рисунков и живописных изображений, находившихся в частных и музейных коллекциях, недоступных для обозрения. Академия художеств пополняла коллекцию библиотеки не только книгами,  альбомами гравюр и чертежей, но и снимками ведущих фотографов Европы: братьев Алинари, Адольфа Брауна, Пьетро Довицелли, Джакомо Броджи, Доменико Андерсена, Джона Филпота и многих других. Многие из них избирали основным направлением своей деятельности репродукционную фотографию. Так, в собрании библиотеки сохраняется большая коллекция отпечатков Адольфа Брауна с рисунков из европейских собраний. Большой формат и высокое качество печати позволяют на протяжении долгих лет использовать эти снимки для копирования и изучения творчества художников.

Съемка крупных объектов - фресок - требовала от фотографов большого мастерства. Фрески находились на верхних частях плоскостей стен или на потолках. Для съемки необходимо было сооружать помосты. Объективы часто не позволяли сделать с фрески один снимок для получения целого изображения, и изображение монтировалось из нескольких отпечатков.

На выставке «Собрание фотографий с фресок и картонов Рафаэля»  вниманию представлены редкие снимки большого формата, снятые с фресок Рафаэля в Ватикане. Фотографии смонтированы из нескольких отпечатков разного размера. Например, фотографии фресок «Диспут» и «Афинская школа» в Станца дела Сеньятура состоят каждая из 9 фрагментов, снимки «Больсенской обедни» и «Изведения Петра из темницы» из Станца ди Элиодоро - из 5 фрагментов. Стыки тщательно подгонялись, при наличии необходимости снимки ретушировались по отпечатку.

Автором этих фотографий является Пьетро Довицелли (1809-1885), римский фотограф-профессионал, участник международных выставок. Первое признание он получил на Всемирной выставке 1855 года. Его магазин по продаже художественных красок и репродукций с произведений искусства находился в часто посещаемом туристами районе Рима – на Виа дель Бабуино, что во многом способствовало процветанию компании. Также известно, что Пьетро Довицелли, серьезно увлеченный фотографическим процессом репродуцирования произведений искусства, высказывал идею о применении фотографии «к большим исследованиям, сделав ее вспомогательной по отношению к искусству путем методичного, постепенного, упорядоченного собирания шкалы эпох, мест, стилей, форм и прогрессивных исследований ... ».

Следующая часть снимков – большая редкость. Они были сделаны в 1858 году компанией ‘Caldesi & Montecchi’ с картонов Рафаэля, находящихся в Королевской коллекции в Гемптон-Корте. Серия картонов под названием «Деяния апостолов», по которой впоследствии в Брюсселе были сделаны гобелены для завершения образа Сикстинской капеллы, была заказаны Рафаэлю Львом Х в 1514 году. Из 10 картонов сохранилось 7, они и были приобретены для Британского королевского собрания в 1623 году.

Братья Кальдези – Леонида (1822-1891) и Винченцо - были фотографами и владельцами фотостудии в Лондоне, совладельцем которой в 1850-х годах был Маттиа Монтекки (1816-1871) – общественный и политический деятель Италии, в 1850-х годах находившийся в изгнании. Фотографии достигают размера 79х113 см., каждая смонтирована из двух фрагментов. Редкостью является полихромная раскраска, выполненная по отпечаткам. Благодаря применению такой технологии, можно было увидеть, насколько яркими выглядели краски на картонах. Раскраска выполнена тактично, краски полупрозрачные (состав пока не выяснен), нанесены на фотографии не сплошным слоем, а выборочно, чтобы не терялись очертания рисунка подлинного (сфотографированного) изображения. Видны места сгибов подлинных картонов, разрывы и неровности их поверхностей.

Фотографии были заказаны фотографам издательством ‘P&D Colnaghi’. Пол (1751-1833) и Доминик (1790-1879) Колнаги - торговцы гравюрами, владельцы магазина по продаже произведений искусства в Лондоне. Известно, что они заказывали изготовление фотографий с произведений искусства у Леонида Кальдези и Маттиа Монтекки с выставки 1857 года для издания. В 1869 году, у господина Кальдези были приобретены раскрашенные фотографии для библиотеки Императорской академии художеств при посредничестве художника и комиссионера А.К. Беггрова.

Два из представленных снимков сделаны с фресок на вилле Фарнезина в Риме. Известно, что Пьетро Довицелли снимал эти фрески и даже представлял снимки на Итальянской выставке во Флоренции в 1861 году, они же были им предложены для участия в Международной выставке в Лондоне в 1862 году. Однако с достоверностью невозможно утверждать, что эти снимки изготовлены Довицелли. Некоторые признаки указывают на авторство Адольфа Брауна (более плотная бумага, более высокое качество изображения, основа – голубого оттенка картон с гравированной подписью названия изображения).

Фотографии большого формата  с фресок и картонов Рафаэля – уникальная коллекция. Их применение в Императорской академии художеств как учебного материала, к сожалению, повлияло на сохранность некоторых листов: коллекция требует внимания реставраторов и дальнейшего изучения.