Шарль Лебрен: практика и теория живописи

  2019-05-13

С 13 мая по 7 июня 2019 г. в памятном зале вел. кн. Владимира Александровича проходит выставка «Шарль Лебрен: практика и теория живописи», приуроченная к 400-летию со дня рождения Шарля Лебрена  — французского художника, теоретика искусства, придворного живописца Людовика XIV. В экспозиции представлены гравированные издания, опубликованные по итогам лекций и докладов на конференциях в Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже, а также гравированные альбомы, выполненные с живописных полотен Шарля Лебрена, из серии «Жизнь Александра Македонского».

В 1660-х годах в парижской  Академии стали проводить ежемесячные публичные собрания, на которых обсуждались новые картины из королевской коллекции. Сопроводительные материалы к картинам для Людовика XIV составлял Андре Фелибьен, впоследствии ставший личным стенографистом Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1673 году цикл картин Шарля Лебрена «Жизнь Александра Македонского» был представлен публике с сопроводительным текстовым материалом. Графическое воспроизведение серии работ для массового распространения началось в том же десятилетии.

В центральной витрине выставки экспонируется издание с пятью сброшюрованными гравированными листами, которые были отпечатаны с 1672 по 1678 г., и явились первым образцом репродукции серии живописных полотен. Среди первых граверов, кто занимался воспроизведением картин из серии с изображением баталий и жизни Александра Македонского, был придворный гравер Людовика XIV Жерар Одран. Один из листов альбома гравировал мастер фламандского происхождения, книгопродавец Жерар Эделинк. Также на многих гравюрах стоит пунктирная подпись словореза Жана Гойтона. Альбом выполнен в технике офорта и сухой иглы. Две гравюры были отпечатаны каждая на двух досках, остальные на четырех.  В витрине представлен разворот (64х158 см), составленный из четырех оттисков, с изображением «Битва при Арбелах» («Победа Александра Македонского над персидским царем Дарием»), выполненной в 1674 г. с одноименной картины Шарля Лебрена. Размер всей гравюры — 64х158 см, оттиск был составлен из четырех досок.

Одну из стен Памятного зала великого князя Владимира Александровича в Научной библиотеке Академии художеств украшает уникальный гобелен 1670-х годов. Серия шпалер «Истории Александра Македонского» были выполнены в мастерской Яна Ван ден Хеке в Брюсселе по картонам Шарля Лебрена. Из всей серии сохранились только два гобелена.

Одним из экземпляров, представляющих более позднее издание серии гравюр из цикла «Жизнь Александра Македонского» в фонде Научной библиотеки Академии художеств, — сброшюрованный альбом «Batailles d’Alexandre» (1670-1739) небольшого формата, расположенный в первой витрине. Основным отличием этого альбома от ранних репродукций является маленький формат и одна добавленная гравюра, которая не была закончена Жаном Одраном. Её позже доработал гравер Себастьян Ле Клерк. 

Стоит отметить исключительное мастерство, с которым Шарль Лебрен трактует выражения лиц персонажей на живописных полотнах. Художник на протяжении десятков лет занимался изучением изменчивости человеческой мимики в зависимости от различных эмоций. Шарль Лебрен под влиянием идей Рене Декарта разрабатывает собственную физиогномическую систему, ключевым понятием которой является индикация человеческой души во внешних признаках, в частности, на лице.

В первой витрине представлено издание, основанное на лекции, прочитанной самим художником в Королевской Академии живописи и скульптуры в 1667 г. Придворный живописец готовил публикацию, но его труд так и остался незаконченным. Первое издание на тему физиогномики было опубликовано посмертно в 1698 году французским гравером-офортистом Этьеном Пикаром под названием «Sur l’Expression generale et perticuliere». Схематические иллюстрации с изображением различных эмоций были выполнены самим издателем, а натурщиком являлся его сын Бернар Пикар. Труд был переведен на различные языки, несколько раз переиздавался. В XVIII веке опубликованные материалы лекции использовались в качестве учебного пособия для художников и актеров как инструмент для достижения подражания естественной мимике. В первых переизданиях использовались гравюры Этьена Пикара. В 1713 году Бернар Пикар, продолживший деятельность отца, выпустил издание и дополнил своими гравюрами. На экспозиции представлено одно из таких переизданий 1751 года, изданное в Вероне на итальянском языке «L’espressione generale e particolaire delle passioni».                       

В третьей витрине на экспозиции представлена публикация материалов из доклада Шарля Лебрена на конференции 28 марта 1671 года в Академии художеств в Париже, темой которого являлась физиогномическая система определения страстей, характера и судьбы человека. Шарль Лебрен приводит формулу, благодаря которой можно вычислить угол, разные конфигурации которого будут отражать те или иные особенности человеческих страстей. Труд был опубликован посмертно в 1802 году Императорской типографией Наполеона.  Иллюстративный материал разделен на четыре тематические части, в каждой из которых раскрывается один из основополагающих аспектов физиогномической системы французского художника. Альбом дополнен статьей Анри Тестелина и вступительным словом французского художника Луи Мари Жозе Мореля д’Арля.

Выставка охватывает основные теоретические работы Шарля Лебрена в области изображения человеческого лица, особенностей отображения эмоций в мимике. Его исследования внесли значительный вклад в развитие искусства XVIII века, изменив подход к учебному процессу и став своеобразным пособием для художников Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже. Образец практического применения теоретической системы самим придворным живописцем — расположенная в экспозиции гравюра «Битва при Арбелах» («Победа Александра Македонского над персидским царем Дарием»), представляет собой сочетание высочайшего мастерства в изображении батальных сцен и искусной трактовке человеческих эмоций.