Рембрандт Харменс ван Рейн

  2021-07-01

В Малом зале Научной библиотеки открылась выставка «Рембрандт Харменс ван Рейн». 15 июля 2021 года отмечается 415-я годовщина со Дня рождения Рембрандта Харменса ван Рейна. Вклад художника в мировое художественное наследие настолько огромен, что он давно уже не нуждается в представлении. На выставке и представлены избранные репродукции графических работ мастера.

Уже в молодости знаменитый неповторимыми полотнами, Рембрандт, прежде всего, был экспериментатором. В поисках необычных средств художественной выразительности он открывал все новые и новые возможности классических техник, как в живописи, так и в графике. В совершенстве овладев офортом, в отличие от многих своих современников, он сам многократно перерабатывал доски и собственноручно печатал основной тираж. Количество «состояний», т.е. последовательных отпечатков, фиксирующих изменения композиции на гравировальной доске, в некоторых случаях доходило до двенадцати, что было исключением для практики его времени. Впоследствии он стал использовать перемену в «состояниях» для создания удивительного эффекта течения времени, когда отпечатки последовательно составляли «раскадровку» того или иного сюжета.

Начиная с 1650-х годов, от офорта Рембрандт переходит к технике «сухой иглы». Она не предполагала травления, рисунок на медной доске выполнялся иглой на манер карандаша. При таком нанесении края царапин оказываются  покрыты «барбами», - заусеницами, которые раньше было принято полировкой удалять до печати. «Сухая игла» ранее не использовалась самостоятельно и служила преимущественно для дополнительной проработки деталей на травленых офортных досках или исполненных резцом. Не срезанные барбы при печати захватывают дополнительное количество краски и создают на бумаге пятна, напоминающие мазки кистью. Рембрандт был первым художником, кто использовал эту особенность как полноценное художественное средство, дающее ему большую глубину тона и выразительный силуэт пятна. Тонкое понимание нюансов технологии гравирование и печати вывели мастера на недосягаемую высоту трактовки светотени в мифологических и библейских сюжетах. Тональный диапазон, которого он мог добиться, позволял ему изображать свет и тень так выразительно и явно, как не удавалось никому ранее.

На выставке представлены репродукции из двух альбомов. Первый из них: «Рембрандт. Офорты», подготовленный Е.С. Левитиным в ГМИИ им. А.С. Пушкина и вышедший в печать в ленинградском издательстве «Аврора» в 1972 году. Второй - «Rembrandt. Rezkarcok», опубликован в 1958 г. в Будапеште и составлен Лайошем Ваером на венгерском языке, был получен Научной библиотекой в дар от художника А.М. Романова.