Путешествие в Италию: виды и впечатления

  2020-08-17

 Долой из памяти тусклое, сырое петербургское небо… Долой сырые туманы, сквозные ветры, слякоть и грязь… Прочь повседневные заботы… я хочу жить одними думами об Италии…

(Смирнов В.М. В стране художественных настроений: Письма экскурсанта из Италии)

Приглашаем вас совершить небольшое путешествие в Италию и посмотреть 26 фотографий второй половины XIX – начала XX в., а также узнать впечатления российских путешественников о запечатленных на них городах.

Начнем с «веселого, улыбающегося, сегодняшним днем живущего Милана» (Немирович-Данченко В.И., 1896. Ч. 3. С. 5). В начале XX в. это была деловая столица молодого государства, ведь «потребность в Милане ощущается везде и повсюду». «Если вам не удается найти в Риме или Флоренции нужную вам книгу, – обращайтесь в Милан, этот центр издательских фирм.» – советовал М.А. Осоргин (Осоргин М.А., 1913. С. 25).

Другой путешественник «по пути зашел в знаменитый театр La Scala». Он был удивлен, увидев «старое, весьма неуклюжее здание (пред ним наш Большой Театр – дворец), не поражающее совсем своей громадностью» (Верн М.А., [1885]. С. 239–240).

Одним из обязательных пунктов программы посещения города был дворец Брера. А.А. Бехтеев полагал «эту галерею первою залою или преддверием обширного музеума, которому помещением служит вся Италия» (Бехтеев А.А., 1846. С. 16).

Но прежде, чем обратиться к другим известным художественным центрам, можно заглянуть в небольшой городок провинции Брешиа, расположенный на берегу озера Гарда. «”Benacus” древних, оно когда-то манило на свои поэтические берега римских поэтов и философов», но «реже всех других ломбардских озер посещалось путешественниками» (Немирович-Данченко В.И., 1896. Ч. 3. С. 127–128). Город Сало «красивый, радостный, праздничный», с узенькими улицами, прячущимися в тени старинных арок, «с садами, выходящими от стен к самой воде… со старыми твердынями замка...» (Немирович-Данченко В.И., 1896. Ч. 3. С. 145). «Начиная от Сало’ и далее на север до Гарньяно простирается самая красивая и роскошная часть берегов Бенако, (Гардоне Ривьера)» (Добрынин Б., 1914. С. 24).

Недалеко от озера Гарда находится Верона, которая «занимает первое место между второстепенными городами Италии» (Глаголев А., 1845. С. 277). Если вы приедете в Верону из Милана, возможно, у вас тоже, как когда-то у В.И. Немировича-Данченко, возникнет впечатление, что «после вечера, проведенного в театре, где давали заставлявшую вас хохотать от души современную комедию, вы попали в старинный монастырь…» (Немирович-Данченко В.И., 1896. Ч. 3. С. 5).

Воспользуйтесь его советом отправиться к собору св. Зинона, «и вы будете изумлены… примитивной скульптурой его, грубой архитектурой целого, созданного сыном Карла Великого». «Посмотрите на эти каменные фигуры: совсем медведи, взобравшиеся на стену, а рядом на грубые и варварские изображения на колоннах, на этих мохнатых римлян, на этих римлянок, похожих на наших каменных баб!». Затем «станьте перед этим лесом мраморных колонн в виду этих хоров, исполненных в девятом веке – и все подробности, грубость деталей, карикатурность барельефов пропадают перед вами». Вы ощутите, что «в этих грубых и неуклюжих телах заключены все-таки великие души, тогда как в вылощенных, верных натуре, ласкающих взгляд созданиях современных есть только одна форма и больше ничего» (Немирович-Данченко В.И., 1896. Ч. 3. С. 31–32).

В соседней Виченце одна из основных достопримечательностей – это «маленький домик». Вот как описывает его для своих читателей А. Глаголев: «приятная наружность его, украшенная двумя колоннами, носит на себе печать вкуса и какого-то отличного характера. Этот дом не вельможи и не простого гражданина, но, по всему вероятию, какого-нибудь художника, – без сомнения, зодчего, и, может быть, самого Палладио. Мы угадали. В этой простой храмине жил высокий гений его…» (Глаголев А., 1845. С. 280). Необходимо добавить только, что в настоящее время данное утверждение оспаривается.

После Виченцы можно посетить «плененную красавицу – Венецию, скованную стальною полосой Canale Grande» (Вернер М.А., [1885]. С. 290). И, конечно, «едва приехав в город, где бы путешественник ни остановился, он идет на Пьяццу (площадь св. Марка), как, войдя в дом, попадаешь прежде всего в приемные комнаты» (Перцов П.П., 1912. С. 6). «Можно подумать, что эту площадь, с ее вечными памятниками, создал великий народ, громадное государство, из-за тысячи верст посылавшее сюда свои богатства и своих художников. Величие маленькой Венеции понятно только здесь. Без летописей, без хроник, без истории – разом видишь, с какими воспоминаниями стоишь лицом к лицу» (Немирович-Данченко В.И., 1896. Ч. 1. С. 98).

Оказавшись во Флоренции, первое, на что, как правило, обращал особое внимание путешественник, – это собор Санта-Мария дель Фьоре (Дуомо). «… Увидав белое кружево мраморной церкви, положенное как бы на черное сукно, [я] пришел в отличнейшее настроение духа. “Ну, так и есть! цветущая, florens – Флоренция”» (Розанов В.В., 1909. С. 211). Искреннее восхищение у туристов вызывала также галерея дворца Питти. «Я был совершенно прельщен всем мною виденным и…даже не мог записать те из чудес живописи, которые…произвели на меня самое живейшее впечатление» (Бехтеев А.А., 1846. С. 190).

Н. Греч акцентирует внимание и на том, что «при дворце Питти находится знаменитый сад Боболи, разведенный в старинном французском вкусе и украшенный множеством статуй…». Примечательно, что «Франциск I развел в нем шелковичные деревья, для раздачи их желающим, а при Фердинанде II посажен был там первый картофель в Тоскане» (Греч. Н., 1843. С. 224–225).

Необходимо заметить, что некоторым российским путешественникам, например, М.А. Осоргину, «…еще интереснее, еще разнообразнее» представлялись «мелкие города Италии,…как Ассизи, Сполето, эти замкнутые городки, забравшиеся на высокие холмы…» (Осоргин М.А., 1913. С. 77).

Теперь мы переходим к впечатлениям, которые оставались после посещения Вечного города. «В Риме я ожил, ожил жизнью человека, любящего и уважающего науки, искусства, древность; в Риме понял я всю цену Италии…», пишет Н. Греч (Греч. Н., 1843. С. 184). Несомненно, туристы, прибывшие в Рим, живо интересовались античным наследием. Даже при упоминании дворца Фарнезе, «который архитектурой своей доказывает участие, принятое в его сооружении Микеланджело Буонаротти», в путевых заметках А.А. Бехтеева значится: «говорят, что из числа материалов этого здания известковый камень взят из Колизея…» (Бехтеев А.А., 1846. С. 79). Что касается характеристик непосредственно памятников древнего Рима, то, по утверждению А.А. Бехтеева, «простой и благородный стиль портика [Пантеона Агриппы] с его прекрасными колоннами из египетского мрамора есть образцовое произведение греческой и римской архитектуры» (Бехтеев А.А., 1846. С. 55). Автор также подчеркивает, что мост «Св. Ангела… кроме новых перил и небольших починок сохраняет свою древнюю прочность…»; «мост …ведет прямо к кругообразной цитадели Св. Ангела, бывшей прежде мавзолеем, самим [императором] Адрианом для себя построенным» (Бехтеев А.А., 1846. С. 106). Впечатляло путешественников также следующее сооружение: «Лучше всех памятников сохранилась, подле Аппиевой дороги, гробница Цецилии Метеллы»; «На четвероугольном основании возвышается круглая башня с прекрасным фризом и зубцами на вершине… памятник вмещал в себя прах,…жены триумвира Красса. Внутри…стоял мраморный саркофаг, перенесенный потом в Фарнезийский дворец. Верх башни надстроен в конце XVIII века…[семьей] Гаэтани, превратившей ее в крепость» (Греч. Н., 1843. С. 83).

Завершим наше путешествие по Италии впечатлением от посещения Помпей, древнего города «со всеми сокровищами, изумившими мир» (Цветаев И.В., [1883], С. 85): «целый античный мир во всей его первобытной неприкосновенности: кажется, будто за полчаса перед вами вышли из города люди древнего мира, оставив в своих домах всю утварь, украшения, статуи, кушанья…» (Мордовцев Д.Л., 1884. С. 176).

«Нужно ли прибавлять, что прощанье с Италией тяжело для всякого жителя севера?» (Цветаев И.В., [1883]. С. 195). Но мы не прощаемся с ней, ведь впереди вас ждет просмотр фотографий. 

  • Бехтеев А.А. Рассказ об Италии. – М. 1846.
  • Верн (Вернер) М.А. Письма из Италии. – Москва, [1885].
  • Глаголев А. Записки русского путешественника. Ч. 3. Женева, Савойя, Верхняя Италия. – Санкт-Петербург, 1845.
  • Греч. Н. Письма с дороги по Германии, Швейцарии и Италии. Т. 3. – Санкт-Петербург, 1843.
  • Добрынин Б. Италия // Прекрасное далеко. 1914. Кн. 2. С. 1–64.
  • Мордовцев Д.Л. По Италии: Путевые арабески. – Санкт-Петербург, 1884.
  • Немирович-Данченко В.И. Лазурный край: Очерки, впечатления, миражи и воспоминания. Ч. 1, Ч. 3. – Санкт-Петербург, 1896.
  • Осоргин М.А. Очерки современной Италии. – Москва, 1913.
  • Перцов П.П. Венеция и венецианская живопись: очерки. – Москва, 1912.
  • Розанов В.В. Итальянские впечатления. Рим. – Неаполитанский залив. – Флоренция. – Венеция. – По Германии. – Санкт-Петербург, 1909.
  • С–ъ (Смирнов) В. М. В стране художественных настроений: письма экскурсанта из Италии. Вып. 1. Венеция. – Санкт-Петербург, 1913.
  • Цветаев И.В. Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. – [Москва, 1883].