Портретная галерея Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 1511–1574)

  2019-06-13

13 июня 2019 г. в Научной библиотеке открылась выставка «Портретная галерея Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 1511–1574). Книжные памятники, гравюры». Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 511–1574), флорентийский живописец, архитектор и писатель из Ареццо, заслуживающий особого внимания как автор труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de piu’ eccelenti pittori, scultori e architetti»). Книга впервые была опубликована в 1550 г, а затем переиздана автором в 1568 г.

«Жизнеописания» являются первым уникальным собранием биографий итальянских художников, архитекторов, скульпторов, миниатюристов и резчиков и представляют собой своего рода энциклопедию итальянской культуры и искусства с XIV по XVI века. Причиной создания столь монументального труда было отсутствие систематизированного сборника биографических очерков жизни художников.

В первой витрине представлен титульный лист первого издания «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», опубликованного во Флоренции. Важно отметить, что книга была напечатана на итальянском языке, а не на латыни, как было принято в то время, что обусловлено желанием автора донести значение искусства и роли личности в искусстве до широкого круга читателей. Биографические очерки расположены в хронологическом порядке и в соответствие с этим принципом образуют три группы: Треченто (XV в.), Кватроченто (конец XV – начало XVI в.), Чинквеченто (середина XVI – 90-е гг. XVI в). При составлении жизнеописаний автор использовал широкий фактологический материал. Биографии составлены в форме своеобразных новелл.

В следующих трех витринах представлены метаморфозы стилистической трактовки портретов. На примере портретов изданий 1759, 1760, 1771, 1839 гг. и отдельных гравированных листов 1790-х гг. можно проследить процесс унификации и идеализации образы итальянских мастеров, и отдельную попытку выделить их индивидуальные черты лица. Трактовка деталей становится более проработанной; меняется и сама техника гравирования портрета, однако образ, созданный в 1568 г. остается неизменным.

Первое издание имело колоссальный успех на книжном рынке, что стало причиной переработки и редакции издания. Публикация 1550 г. представляет собой собрание биографических очерков, последний из которых посвящен жизнеописанию самого великого по мнению автора художника — Микеланджело Буонаротти.

Во втором издании 1568 г., опубликованном во Флоренции, появляются 34 новые биографии, которые включают и автобиографию аретинского художника. Также в этом издании автор разрабатывает первые подходы к искусствоведческому исследованию. Увеличивается количество источников, на которые ссылается Джорджо Вазари, фактологическая основа значительно расширяется. Основное отличие второго издания и всех последующих – наличие гравированных портретов, которые сопровождают жизнеописания художников. Каждый портрет помещается в гравированную архитектурную рамку, выполненную в стилистике маньеризма, композиция завершается различными типами фронтонов, дополняется аллегоричными фигурами, множеством декоративных элементов. Пример варианта оформления портретов 1568 г. представлен в экспозиции в многотомном издании «Vite de piu’ eccelenti pittori, scultori e architetti», 1771–1772 г.

«Жизнеописания» Джорджо Вазари охватывают искусство Италии на протяжении трех столетий и становятся первым искусствоведческим трудом в современном научном понимании этого явления. Биографические очерки были составлены на основе масштабной историографической базы. Портретные изображения многих деятелей искусства впервые были выполнены художниками и граверами, работавшими над вторым изданием, и стали визуальным отражением самих биографических очерков.

Иконографическая традиция изображения архитекторов, скульпторов и живописцев, представленная во втором издании, является каноничной и по сей день. Так, например, в центральной витрине представлены развороты изданий «Жизнеописаний» и отдельный гравированный лист с портретами Микеланджело Буонаротти, являвшегося для Джорджо Вазари вершиной освоения живописной техники и совершенством в мастерстве изображения натуры. Техническая составляющая при передаче образа трансформировалась — изменялась стилистика, трактовка глубины и деталей портрета, однако сам образ, впервые появившийся во втором прижизненном издании «Жизнеописаний», остается неизменным и по сей день.

Монументальный труд, написанный Джорджо Вазари еще в XVI в., с момента публикации является важнейшим исследованием в области теории и истории искусства. Разработанный автором метод изложения жизнеописаний становится каноничным для будущих биографов и искусствоведов. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» охватывает не только биографические сведения об итальянских деятелях искусства эпохи Возрождения, но и дает представление о культуре Италии XIV-XVI вв.

Выставка открыта для посещения с 13 июня по 14 июля 2019 г. в часы работы библиотеки