Портрет в творчестве Рембрандта (1606-1669)

  2019-10-14

С 14 октября 2019 года в Памятном зале Великого Князя Владимира Александровича открыта выставка «Портрет в творчестве Рембрандта (1606-1669)», на которой представлены гравированные портреты, выполненные с работ художника

В XVII в. пути развития Голландии сильно отличались от путей развития других европейских государств. Освободившись от испанского абсолютизма, завоевав полную политическую самостоятельность, признанную двенадцатилетним перемирием 1609 года с Испанией, семь северных провинций, объединившись, быстро превратились в одну из наиболее передовых европейских стран. Судьбы голландского народа и голландской культуры этого противоречивого времени определили путь художника, чье творчество ознаменовало одну из высших точек в развитии мирового искусства – искусство Рембрандта Харменса ван Рейна.

Рембрандт родился в городе Лейдене за три года до заключения двенадцатилетнего перемирия между Голландией и Испанией, обучался в латинской школе при Лейденском университете и в 1620 г. был записан в число студентов. Около 1625 г. начинается самостоятельная художественная деятельность Рембрандта, так называемый «лейденский» период. Он открывает в Лейдене мастерскую, в которую в 1628 г. поступает Герард Доу.

В этот ранний период художник испытывает острый интерес к изучению всевозможных выражений лица, отражающих различные психологические состояния:  удивление, любопытство, негодование, смех, задумчивость. На выставке экспонируется произведение «Демокрит и Гераклит», выполненное гравером Ричардом Гайвудом (после гравюр Яна Влиета с живописных полотен Рембрандта), тонко воплотившим противоположные реакции: Демокрит изображен хохочущим, а Гераклит плачущим.

Переселение Рембрандта Харменса ван Рейна в 1632 году из тихого университетского города Лейдена, в шумный Амстердам совпало со временем процветания крупнейшего делового и торгового центра Голландии. Амстердамское купечество славилось своим богатством на весь мир, амстердамская биржа превратилась в центр всех наиболее прибыльных торговых операций. В этом городе протекала вся дальнейшая жизнь Рембрандта. В 1634 г. Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбурх, в 1639 покупает дом на Jodenbreestraat («Еврейская широкая улица»), граничащей с еврейским кварталом, что позволяет ему пристально изучать быт и нравы евреев, фиксировать мимику, жесты, мгновенные переживания лиц. Эти наброски становятся богатым материалом, предоставляют возможность достижения максимальной эмоциональной выразительности в последующих произведениях. Примером таких жизненных наблюдений являются несколько офортов, представленных на выставке, и относящихся к серии работ Рембрандта Харменса ван Рейна под названием «Восточные головы», исполненных приблизительно в 1635 г.

Временем наибольших успехов Рембрандта явились тридцатые-сороковые годы XVII в., когда к нему стекается огромное количество заказов. Центральное место среди разрабатываемых Рембрандтом в 30-е гг. жанров занимает, без сомнения, портрет. К первым портретам Рембрандта, написанным для амстердамских заказчиков относится, демонстрируемый на выставке  «Портрет ученого» (1631 год) гравированный Пьером Филле: перемены в душевном состоянии портретируемого и сопровождающие их движения  составляют основу образа. 1633-м г. датируется портрет патриарха ремонстрантов Иоганна Уотенбогарта, написанный в три четверти, гравированный итальянским мастером Джузеппе Лонги. К моменту написания портрета Утенбогарту было далеко за семьдесят, но изображен он полным сил. Несколько иное представление патриарха встречаем в портрете 1635 г., гравированного предположительно Льюисом Фредериком Кристианом (оба портрета расположены в третьей выставочной витрине).

На четвертое и пятое десятилетие творческой деятельности Рембрандта приходится целый ряд автопортретов. Изображая самого себя, фиксируя в портретах свои черты, он выискивает в них все новые и новые индивидуальные оттенки. Если в ранних автопортретах Рембрандт изображает себя полным сил и энергии юношей, как например, в портрете 1639 года из галереи  Уффици, гравированного Иоганном Готфридом Зутером, то в автопортретах 30-х годов нередко появляется некоторая сдержанность и элегантность призванные подчеркнуть его сильно возросший общественный вес – «Автопортрет Рембрандта» гравированный Иоганном Пихлером. Это было временем наибольшей популярности Рембрандта, эпохой его жизненных удач.

В художественном развитии творчества Рембрандта 40-60-х гг. XVII в. поражает ни с чем не сравнимая целеустремленность. Его реалистическое дарование стремится проникнуть в глубь явлений, вскрыть их сущность, познать их самую сокровенную сторону, психологический анализ приобретает изумительную остроту, способность видеть тончайшие психологические нюансы, фиксировать едва заметные душевные движения. В отношении передачи душевной жизни человека искусство позднего Рембрандта не знает себе равного. Оно проникнуто подлинно классической законченностью, в нем нет ничего лишнего, оно предельно просто и лаконично.

Рембрандт и в 1750– 60-х гг. целиком остался на тех реалистических позициях, которые определили характер голландского искусства всей первой половины XVII в., а между тем социальная ситуация в Голландии уже изменилась. Во второй половине XVII в. голландский портрет попадает под фламандское и французское влияние, и аристократизировавшиеся голландские бюргеры утратили интерес к реализму. Неудивительно, что серьезное, углубленное, сосредоточенное искусство позднего Рембрандта, которое развивалось в сторону все большей простоты и психологической выразительности, перестало находить отклик у голландского общества. Вглядываясь в лица на этих поздних рембрандтовских портретах, невольно кажется, что они воплощают не статическое, замкнутое в себе психологическое состояние, а нечто несравненно более сложное и длительное, они могут быть приравнены к одному понятию – целой жизни человека. И поэтому лучшие из портретов Рембрандта воспринимаются как развертывающаяся во времени биография, дающая исчерпывающую характеристику личности портретируемого. В этом отношении любопытны два портрета Рембрандта, выполненные в гравюре Генрихом Гуттенбергом и Джозефом Ланцеделли (оба представлены в первой выставочной витрине). Основой послужил автопортрет художника, датированный примерно 1668-69 гг., при воспроизведении которого каждый из граверов привнес свои эмоциональный оттенок.

Взятые вместе, эти дошедшие до нас рембрандтовские портреты, ярко обрисовывают долгий жизненный путь художника, его сложную биографию. Представленные на выставке гравюры с произведений мастера позволяют соприкоснуться с искусством Рембрандта-портретиста, проследить характер и эволюцию человеческой личности с ее особым внешним и внутренним складом, с неповторимой судьбой неизменно привлекающей пристальное внимание зрителей. Творческое наследие Рембрандта с необычайной силой и полнотой воплотило важнейшие черты духовной жизни народа и эпохи, к которым принадлежал великий мастер.