Павел I (1754–1801) и его резиденции

  2017-06-15

С 15 июня 2017 г. в Парадном зале Научной библиотеки при Российской академии художеств открыта книжно-иллюстративная выставка «Павел I (1754–1801) и его резиденции», посвященная Императору Павлу Первому.

Павел Петрович Романов (1754–1801) — сын Екатерины II и Петра III, 72-й великий магистр Мальтийского ордена (с 1798 года), взошел на престол 6 (17) ноября 1796 года.

Павел I получил одно из лучших образований своего времени. Педагоги обучали будущего наследника престола традиционным дисциплинам – Закон Божий, иностранные языки, танцы и фехтование, а также живописи, истории, географии, арифметике и астрономии. Для цесаревича Великого князя Павла Петровича была куплена библиотека президента Петербургской Академии Наук Иоганна Альбрехта фон Корфа.

29 сентября 1773 года Павелвступил в брак с великой княжной Натальей Алексеевной, рожденной принцессой Вильгельминой Гессен-Дармштадтской. Через два с половиной года, 15 апреля 1776 года,  она умерла при родах. В скором времени Павел встретил Софию-Доротею Вюртембергскую, которая стала его второй супругой и после перехода в православие получила имя Мария Фёдоровна. 

Традиционным этапом, обыкновенно завершающим образование в XVIII веке, было заграничное путешествие. Подобный вояж был предпринят молодыми супругами в 1782 году. Путешествовали они инкогнито под именами графа и графини Северных (дю Нор). Посетиди Италию, где удостоились аудиенции Папы римского, во Франции особое впечатление на них произвела усадьба принца Конде. Две недели супруги провели у родителей Марии Фёдоровны в сельском имении под Монбельяром. Путешествие четы продолжалось 428 дней, за которые они преодолели 13 115 верст.

На выставке представлен альбом их путешествия по Венеции  «Du séjour des Comtes du Nord à Venise en janvier MDCCLXXXII» («Пребывание Графа и Графини Северных (дю Нор) в Венеции в 1872 году»,1872). Рисунки в этом альбоме выполнены рукой Великой княгини Марии Федоровны.

В 1783 году Екатерина II, стремясь удалить наследника подальше от двора, специальным указом подарила ему «мызу Гатчино с тамошним домом», строительство которого по проекту Антонио Ринальди уже завершилось. 

Период с 1783 по 1801 год внес в историю Гатчины самые яркие и значительные страницы. Это время расцвета Гатчинского дворцово-паркового ансамбля.

В течение 13 лет большую часть года Павел старался провести в «любимой» Гатчине, вдали от «ненавистного» Петербурга. Перестраивая гатчинскую усадьбу Графа Орлова, наследник российского престола старался создать резиденцию «достойную величия» будущего императора. Его участие как заказчика, его «личный вкус и наклонности», его познания в архитектуре и других видах искусства отразились почти во всех гатчинских постройках, что по справедливости дает право назвать Гатчину «павловским созданием».

В витрине, посвященной одной из любимых резиденций Павла Петровича представлена гравюра с пейзажем работы С.Ф. Щедрина, гравированная А.Г. Ухтомским  и очерк В.К. Макарова «Гатчинский парк» с приложением плана парка, а также фотография Ропшинского дворца, «отремонтированного» в 1887 году.

12 декабря 1777 года 101 пушечный выстрел известил граждан Российской империи о рождении сына Павла Петровича и Марии Федоровны, Александра. Растроганная императрица-бабушка в ознаменование столь радостного события подарила Павлу Петровичу огромную территорию вдоль судоходной речки Славянки с двумя деревушками, насчитывавшими «117 душ обоего пола». Деревни объединили под общим названием – село Павловское.

В 1779 году по приглашению Екатерины II приехал архитектор Чарльз Камерон. Шотландец по происхождению, он сформировался как мастер классической архитектуры в Италии, занимаясь обмерами античных памятников и изучением творчества великого итальянца XVI века Андреа Палладио. Екатерина II поручила архитектору начать работы по преобразованию села Павловского. За несколько лет Чарльз Камерон превратил охотничьи угодья на Славянке в прелестные картины пейзажного парка, украшением которого стали павильоны различного характера: классические – Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон; пасторальные – Молочня, Пиль-башня; мемориальные – Памятник родителям, Мавзолей супругу-благодетелю, а также мосты над рекой Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура.

Центром экспозиции стал книжно-иллюстративные материалы о Павловске – императорской резиденции Павла I. В 2017 город Павловск отметил 240-летие со дня основания. На выставке представлены путеводители, планы Павловска, цветные автолитографии В.М. Конашевича, офорт с акватинты Е.С. Кругликовой, а также описания Павловска начала ХХ века и «Павловск в гравюрах Серякова». Особого внимания заслуживает издание, посвященное Чарльзу Камерону и его творчеству в Павловске «Charles Cameron (1740-1812)» (Чарльз Камерон (1740-1812)), подписанное Светлейшей княгиней Романовской-Павловской (Леди Мери Лигон) супругой Всеволода Ивановича Романова в 1943 году.

Завершают выставку издания и иллюстративные материалы, посвященные последней резиденции Императора Павла I – Михайловскому (Инженерному) замку, который был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года.  Едва став императором, Павел I приступил к осуществлению своей мечты, и уже в первый месяц правления, 28 ноября 1796 года, издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Под «Летним домом» подразумевался Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Растрелли, в котором 20 сентября 1754 года родился Павел Петрович. В Михайловском замке, последней резиденции Павла I, в 1801 завершился его жизненный путь.