Образцы переплетного искусства середины XVI – начала ХХ века

  2018-03-12

С 12 марта 2018 года в Парадном зале Научной библиотеки проходит выставка «Образцы переплетного искусства середины XVI – начала ХХ века».

Во второй половине XV века начинается история современного переплета, так как с изобретением (1436 г.) и развитием книгопечатания начинает коренным образом меняться вид книги, появляется необходимость в изготовлении книг для массового использования. Одним из крупнейших центров переплетного искусства в позднее Средневековье становится Германия, где формируются особенности оформления книжных переплетов готического стиля. Данные тенденции оставались востребованы среди переплетчиков вплоть до середины XVI столетия.

Основной спецификой этого стиля стало использование старой техники, которое являлось причиной сдержанности декора и лаконичности традиционных форм. Переплеты изготавливались, в основном, из кожи или досок, обтянутых пергаменом. Отличительной особенностью стилистического направления становится тиснение без использования золочения, скошенные по плоскостям края крышек для облегчения заворотов кожи на подвёртке и с отсутствием тиснения на корешке. Образцом подобной техники является представленная в экспозиции книга шведского историка Петра Петрея де Ерлезунда «Historien und Bericht von dem Groβfürstenthumb Muschkow…» (1620).

Стилистическое разнообразие в искусстве переплетного дела в полной мере проявилось в эпоху Возрождения. В XV-XVI веках в Европе начинается процесс приобщения к культурным явлениям стран Востока в связи с расширением внешней политики ведущих европейских стран. Как результат, в крупнейших центрах переплетного искусства возникают арабский, персидские, марокканские стили – интерпретации восточных мотивов через призму взгляда европейских мастеров. От господствовавшего до этого времени готического стиля, ориентальные традиции переплетного дела отличались богатым золотым тиснением, многообразием и утонченностью форм, симметрией, гармоничным распределением украшений, присутствием декора на корешке. Европейские переплетчики начинают использовать более легкие материалы, которые исключают готическую традицию скашивания краев переплета по плоскости. Ярким примером влияния восточных традиций на переплетное искусство Европы является представленная на выставке книга «Emblemata Nicolai Reusneri Ic. Partim Ethica, Et Physica» (1581) немецкого издателя и юриста Николаса Реуснера.

В XVI веке крупнейшими центрами развития переплетного дела становятся Италия (Венеция), а затем и Франция, где под влиянием восточных и античных традиций синтезируются новые способы украшения переплетов. С начала XVII и до XVIII века европейские тенденции в переплетном искусстве находятся под сильным влиянием французских мастеров. Именно во Франции появляются такие основополагающие стили как la fanfare и le Gascon, которые становятся отправной точкой для последующих художественных интерпретаций не только во Франции, но и в других европейских странах.

Английская традиция художественного оформления книжных переплетов, как самостоятельное явление, появляется в середине XVI века. На раннем этапе особенности английского переплетного искусства — это своеобразная репликация восточных мотивов и французского le Gascon. Со времени правления Елизаветы и до XVIII века актуальными оставались переплеты с вышивкой, декорированные портретами и разнообразными формами. В XVIII веке вместе с ростом национального самосознания англичан формируется совершенно новый способ украшения переплетов, который возник в  результате обобщения этрусского и античного искусства — английский стиль, который оставался актуальным вплоть до XX века. Образцом английского стиля является представленное на выставке издание труда британского археолога Уоллиса Баджа «Osiris And The Egyptian Resurrection» (1911), которое украшено по всем правилам данного художественного направления — использование простых форм и элементов, уравновешенность композиции, сдержанность в декорировании крышек и корешков переплета, оформление которого сводится к узкой орнаментированной полоске.

В отдельной витрине экспозиции находятся образцы владельческих переплетов XVIII века – издания из коллекции Б.П. Шереметева  и И.И. Шувалова.  Данные экземпляры являются ярким примером переплетов, изготовленных по заказу владельца — цельнокожаный, сафьяновый или ледериновый переплет с минимальным использованием декора в технике золотого тиснения и суперэкслибрисом в центре композиции.

В эпоху романтизма в искусстве переплетного дела появляются новые стилистические особенности украшения изданий — прежде всего, это стилизация под архитектуру готических соборов, декорирование в технике блинтового тиснения. XIX век для искусства книжного переплета представляет собой синтез ранее сформированных стилистических особенностей — мастера чаще заимствуют ранее использовавшиеся мотивы, стараясь в рамках ретроспективных поисков создать иные художественные формы.

В коллекции Научной библиотеки Академии художеств находятся издания французского издательства Hachette, которые являются прекрасными образцами переплетного искусства второй половины XIX века — «Charles VII et Louis XI la première guerre d’Italie d’après les chroniqueurs de Monstrelet a Commines» (1895), «Histoire des croisades» (1877) Жозефа-Франсуа Мишо . Издательские переплеты Hachette — яркий пример гармоничного единства и сочетания стилистических особенностей переплетного дела предшествующих эпох.

Переплетное мастерство XX века характерно высоким уровнем вариативности художественного оформления и технического исполнения. Переплетчики активно экспериментировали с разнообразными материалами, реализовывали совершенно новые концепции, которые были связаны с актуальными тенденциями в искусстве и событиями на социально-культурной и политической арене европейских и западных стран мира. Издание «El Gaucho Martin Fierro» (1937) аргентинского поэта Хосе Эрнандеса — яркий пример использования совершенно оригинального и своеобразного материала – выделанной коровьей шкуры, который невероятно гармонично отражает содержание самой поэмы.